Бум NFT пришелся на 2021 год, хотя первые цифровые проекты появились еще в 2017-м. Интерес был настолько высок, что создать свои токены пытались многие известные личности. Например, в марте прошлого года художник Майк Винкельманн, он же Beeple, продал свой графический коллаж за 69 млн долларов. Певица Grimes смогла заработать на серии изображений с младенецем-херувимом около 6 млн долларов. Таких примеров десятки. Ажиотаж заметили мировые музеи. Один за другим они начали выставлять на аукционы цифровые копии художественных шедевров. Тому же Эрмитажу инновация принесла 32 млн рублей. Позже в гонку за своеобразным «золотым тельцом» включились и крупные IT-корпорации. Например, технологию собирались внедрить в известные компьютерные игры, но толком реализовать это не удалось. Рынок перенасытился NFT-предметами и интерес со стороны потенциальных инвесторов угас. Впрочем, далеко не все потеряно, – считает интернет-буржуй Андрей Рябых:
Так или иначе, токены в 2022 году принесли своим создателям более 100 млн долларов, что на 67% больше, чем в 2021-м. Другое дело, что изменился подход к реализации таких цифровых активов. Сейчас, по словам экспертов, NFT в основном используют в качестве маркетингового инструмента, призванного подогреть интерес к конкретному бренду. На днях, например, немецкий автопроизводитель Porsche выпустил свою первую серию незаменяемых токенов. Тем самым концерн решил отдать дань уважения культовому спортивному автомобилю марки 911. Ажиотажа на старте, впрочем, не возникло. На данный момент продано лишь около 16% от всей коллекции. О том, как меняется интерес к NFT, – рассуждает основатель платформы и галереи диджитал-искусства masters digital Полина Бондарева:
Внимание на технологию обратили и власть имущие, что обычно настораживает, отмечают участники рынка. Так, ранее зампред Госдумы Владислав Даванков и член Комитета по информационной политике Антон Ткачев внесли на рассмотрение законопроект, который призван урегулировать оборот NFT в России. Документ, в числе прочего, предлагает дать определение технологии, причислить невзаимозаменяемые токены к интеллектуальной собственности, а также расширить возможность защиты прав их владельцев.