В документе, который вносится в ГосДуму, установлен срок трудоустройства выпускника: если региональные власти или компания заплатили за его образование – он должен отработать на предприятии не менее трех лет. В противном случае придется возместить расходы. Также прописано, что студент обязан освоить программу, указанную в договоре (на случай, если он будет отчислен).
Штраф (в трехкратном размере средней зарплаты в субъекте) грозит и работодателю – если он вовремя не трудоустроит перспективного выпускника. По мнению экспертов, такие санкции должны мотивировать и студента, и заказчика осознанно подходить к целевому обучению. Однако проблема в том, что в законопроекте не прописана возможность прервать этот процесс.
Представляя законопроект о целевом обучении на заседании правительства, Дмитрий Медведев сравнил предложенный механизм с советской практикой, когда студент по распределению отрабатывал положенный срок на предприятии. Неслучайно в перечне компаний, которые могут заключать целевой договор, добавили предприятия ОПК, дочерние общества госкомпаний и организации, созданные госкорпорациями.
Что же касается частных предприятий, то их, по мнению экспертов, механизм штрафных санкций может отпугнуть: потребность в кадрах необходимо планировать на 5-6 лет вперед, а в условиях кризиса и увеличения числа банкротств это едва ли возможно. Еще менее склонны к долгосрочному планированию студенты, что подтверждают судебные разбирательства.
Так, в прошлом году суд обязал курсанта вернуть деньги в федеральный бюджет за учебу в военной академии имени Петра Великого. Уже через восемь месяцев он был отчислен из-за нежелания продолжать обучение. В 2015-м похожая история произошла в Воронежском медвузе. 24 выпускника отказались работать по распределению, за что им пришлось выплатить в бюджет региона 5,5 млн рублей.