Комитет по транспорту Петербурга первым из региональных госорганов подписал соглашения о правилах работы с кикшеринговыми компаниями в ситуации, когда на федеральном уровне вопрос еще не был отрегулирован. Согласно достигнутым договоренностям, максимальная скорость электросамокатов ограничена планкой в 20 км/ч, а на отдельных улицах в Петроградском, Адмиралтейском и Центральном районах разрешено разгоняться только до 15 км/ч. Подробнее о развитии средств индивидуальной мобильности – в эксклюзивном интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с председателем комитета по транспорту Валентином Енокаевым.
Максим Морозов: Электросамокаты. Спекулятивная тема. Существует множество предложений, мозговой штурм на уровне Федерации. Все предлагают зарегулировать, понятно, по каким причинам. Сколько электросамокатов в Петербурге? Какими темпами увеличивается число СИМ?
Валентин Енокаев: Сейчас в Петербурге около 30 тысяч самокатов. В прошлом году их было примерно 25 тысяч. Вообще, средства индивидуальной мобильности – это не однозначный вопрос. Мы рассматриваем его с двух разных, полярных точек зрения. Логика этих вопросов зависит исключительно от того, в каком районе города находится самокат.
Если самокат на периферии, и его функция, его задача — это последняя миля, то есть доезд или последний километр, например, до дома, то это понятный нам участник движения, он нам нужен. Мы понимаем, что он укорачивает время, ускоряет достижение транспортной цели. Для нас это важное, нужное транспортное средство, мы его всячески поддерживаем.
Есть определенные районы города или районы Ленинградской области, я имею в виду Кудрово, где самокаты – это стихийное средство передвижения, с помощью которого жители доезжают до «Дыбенко». Надеемся, что метро достроится, и в Кудрово ситуация тоже изменится. Но сегодня ситуация такая – едут на самокатах. Это решение вопроса.
Максим Морозов: Везущий вид транспорта.
Валентин Енокаев: Очень везущий вид транспорта. Здесь транспортная функция. Нам все понятно.
Есть другая, полярная – не транспортная, а развлекательная функция самокатов. В центре города. У нас, как мы помним, центр города строился без расчета на автомобилизацию. В итоге на улично-дорожной сети места мало даже для машин, а здесь и пешеходы, и электросамокаты.
Самокат начинает колебаться. Где же ему быть? То ли на улично-дорожной сети...
Максим Морозов: Велодорожка?
Валентин Енокаев: Если есть, то велодорожка, а если нет – то на улично-дорожной сети вместе с автомобилями. Страшненько! Или на тротуаре, но там тогда мешаешь пешеходам. Место под самокаты физически не заложено. Начинаются жаркие дискуссии: что с ними делать? Транспортная функция, транспортная ценность самокатов в центре города в нашем восприятии не самая большая. А вот развлекательная, туристическая, да – самокаты прижились.
Максим Морозов: Какие меры по регулированию в данном направлении показали эффективность?
Валентин Енокаев: Мы пошли по пути взаимодействия (в моменте времени, пока рынок не регулируется), по пути разговора и принуждения в какой-то части. И компании-арендодатели нас услышали, у нас подписано соглашение о взаимодействии со всеми участниками рынка, со всеми кикшеринговыми компаниями. Нас волнует, по сути, глобально два вопроса. Когда самокат в динамике и когда он в статике, то есть когда он двигается и когда он запаркован. В динамике нас волнует, чтобы в зонах, где пешеходное движение, где есть риск, скорость была ограничена на программном уровне. У нас есть тепловая карта на эту тему, где это не нужно давать возможность разгонять самокат, это центр города. А в статике, то есть парковка, нас волнует, чтобы не было хаоса из этих самокатов.
Я сам недавно гулял с ребенком, с коляской. Иду, а на тротуаре все заставлено самокатами. И мне с коляской не проехать! Надо выходить на дорожную сеть. Это, конечно, недопустимо. Это второе направление, по которому мы работаем, – требуем, чтобы не было технической возможности оставить, запарковать, закончить аренду самоката где попало, чтобы были конкретные зоны.
Но это ручная работа на местах, на земле. Она, конечно, за раз не делается. Хотя выглядит уже получше, чем это было в самом начале.
Максим Морозов: Извините за афоризм, чтобы не изобретать велосипед, может быть, какая-нибудь зарубежная практика могла быть эффективно адаптирована в Петербурге?
Валентин Енокаев: Зарубежная практика разнообразна. Есть города, которые полностью запретили эксплуатацию самокатов. Но здесь, повторю, мы считаем, что на периферии это, наверное, полезное транспортное средство. Есть примеры, где оставили все как есть. Думаю, что по практике ограничения скорости и парковок мы каким-то образом все-таки сохраним этот вид транспорта. Есть еще, кстати, очень важное взаимодействие. В ответственный момент проведения массовых мероприятий кикшеринговые компании нас слышат. Например, у нас была практика в период проведения «Алых парусов» в районе Дворцовой площади – полное ограничение на движение, самокаты вообще не работали. Все компании организовали такие «зоны тишины» и самокаты не работали, как следствие, массового катания молодежи по двое-трое мы не увидели, слава богу.