Соответствующий законопроект, как пишет «Парламентская газета», уже внесли в Госдуму. Этот же документ призван закрепить понятие «фермерская продукция». Ключевые моменты, которые пока вызывают вопросы у экспертов, — это коммуникация и логистика. Сейчас, например, бизнес так называемых «перекупов» во многом процветает из-за нежелания людей, работающих на земле, заниматься организационными вопросами. Включение в этот процесс кооперативов может переломить ситуацию, считает президент Ассоциация фермеров Ленобласти и Петербурга Михаил Шконда:
Нужно, впрочем, учитывать, что у перекупщиков, как бы к ним не относились, есть отлаженная система реализации сельхозпродукции. Они готовы самостоятельно забирать овощи, фрукты, мясо и молоко непосредственно с территории хозяйств, а также оформлять необходимые разрешения. Передача полномочий кооперативам, как минимум, на старте, может обернуться рядом трудностей, отмечает управляющий Центром фермерской торговли «Озерки» Павел Краев:
Вместе с тем, потенциал направления огромен. Сейчас в стране насчитывается свыше 20 000 микро- и малых сельхозпредприятий и около 120 000 ферм. И это не говоря уже о 20 миллионах дачных участков граждан. По данным Росстата, на долю личных, подсобных и других индивидуальных хозяйств приходится четверть всей произведенной продукции в сфере растениеводства и треть в животноводстве. И все они, по словам специалистов, в той или иной степени испытывают трудности со сбытом. Порой единственным каналом реализации продукции являются рынки и ярмарки. Другое дело, что начиная с 2007 года их число сократилось в 6,5 раза. Если ранее насчитывалось около 6 000 площадок, то сейчас чуть более 800. Попытки властей возродить торговлю под открытым небом и во временных павильонах пока результата не дали.