Речь, в числе прочего, идет об откровенно спекулятивных действиях, особенно в те моменты, когда люди активно скупают позиции, которые в сети называют дефицитными. Напомним, что правительство еще в 2010 году утвердило перечень социально значимых продуктов питания. Документ получился достаточно внушительным. В него, например, включили яйца, сливочное масло, сахар, черный чай, хлеб, некоторые овощи и фрукты, а также замороженную рыбу, говядину, свинину и куру. Очевидно, что сейчас возникла потребность в дополнительных мерах контроля, чтобы не допускать злоупотреблений на местах, отмечает один из авторов инициативы, депутат Андрей Рябоконь:
В комитете Госдумы по промышленности и торговле, как пишет «Коммерсантъ», с законопроектом уже ознакомились, однако депутаты усомнились, что он решит проблему роста цен. Все дело в том, что сети зарабатывают на наценке более дорогих товаров, в особенности алкоголя. Социально значимые же если и растут, то в рамках обусловленных инфляцией. В этом, впрочем, можно усомниться. В течение последнего месяца, например, в СМИ и соцсетях активно обсуждают резкое подорожание сливочного масла. По данным Росстата, с начала 2024 года ценник увеличился более чем на 25%. На полках магазинов цифры могут быть значительно выше. Чтобы «сбить» рост Минсельхоз разрешил экспортировать продукт из Турции и Эмиратов. К началу ноября в Россию ввезли уже более 100 тонн. Комментирует сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин:
В ФАС, к слову, в начале лета сообщили, что совокупная наценка на социально значимые товары в России снизилась с 2021 года более чем в три раза, до 6,5%. Особо подчеркивалось, что практики ответственного ценообразования поддержали не только федеральные сети, но и ряд магазинов несетевой торговли, а также региональные ретейлеры.