Ускорение импортозамещения, решение вопросов по обслуживанию оборудования, а также преодоление кадрового голода. Это лишь часть вызовов, с которыми сталкиваются машиностроители на фоне санкций и общеэкономической волатильности. Если же говорить о задаче, которую необходимо решать на системном уровне вне зависимости от внешней конъюнктуры, то специалисты сходятся во мнении — это повышение точности измерений, от которых зависит качество конечной продукции. Основные проблемы и пути их преодоления в ноябре обсудят на Петербургской машиностроительной конференции, которую организует компания «МС Метролоджи». Подробности — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
Деньги, как известно, это кровь экономики, поэтому начнём с доступности или, точнее, сравнительной недоступности кредитов. Поскольку большинство так называемых «антиковидных» госпрограмм закончилось, предприятия вынуждены обращаться за заимствованиями на банковский рынок. Который, как известно, и сам переживает потрясения из-за скачков ключевой ставки. Учитывая контекст, компаниями тем более необходимо повышать свою привлекательность для инвесторов и классического банковского кредитования, отмечает участник Петербургской машиностроительной конференции, зампред комитета по финансовым рынкам Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Алексей Балашов:
Зампред комитета по финансовым рынкам Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Алексей Балашов Если промышленные предприятия «производят-производят», и у них есть НИОКРы и производственные процессы, которые они пока не оценили и не монетизировали в виде оценок, они могут это сделать, превратить в нематериальные активы, увеличить капитализацию компании и, более того, под эти нематериальные активы получить льготное государственное финансирование. Многие предприятия недооценивают труд, который выполняют их инженерные предприятия, разработчики, который можно капитализировать. Второе — это то, что есть ряд внутренних процессов, которые также можно превращать в льготные программы. В частности, если компания в каком-то виде импортирует в Россию часть своих комплектующих, то, используя льготную программу по критическому импорту, тоже можно получать финансирование в районе 7% годовых.
Ещё один вызов, с которым столкнулись, в том числе машиностроительные предприятия, это кадровый дефицит. Причём, речь идёт именно о подготовленных, высококвалифицированных кадрах. И совсем не обязательно с вузовским дипломом: на производствах не хватает специалистов со средним образованием, уровень которых можно, используя советский опыт наставничества, что называется «докрутить» до требований конкретной компании. В Петербурге, например, всё больше предприятий получают образовательные лицензии, которые позволяют готовить молодых специалистов непосредственно на производстве. Актуальную статистику рынка труда мы попросили привести директора компании HeadHunter по Северо-Западу Юлию Сахарову:
Директор компании HeadHunter по Северо-Западу Юлия Сахарова По нашим данным, в России по итогам октября наибольшая доля всех вакансий от работодателей страны — 38% — опубликованы в профобласти «Производство» и «Рабочий персонал». Можно понять, насколько острый дефицит и высокий спрос на таких специалистов. Почти 40% всех вакансий страны опубликованы в сферах «Производство» и «Рабочий персонал» — такие специалисты нужны всем, не только машиностроителям. И востребованность таких профессий очень высокая, и заработные платы там очень сильно растут — например, профессиональные сварщики получают 200-250 тысяч и даже выше. Сейчас постепенно растут и зарплаты, и популяризация рабочих профессий. Другое дело, что есть определённый временной цикл — пройдёт какое-то время, пока до людей это дойдёт, и у ребят будет интерес к рабочим профессиям.
И, конечно, как и у каждой отрасли, у машиностроения существуют свои, специфические вопросы, которые актуализируются на фоне общеэкономических проблем. Начиная от автоматизации и роботизации процессов и заканчивая контролем и сервисным обслуживанием оборудования. Рассказывает руководитель компании «МС Метролоджи» Максим Каневский:
Руководитель компании «МС Метролоджи» Максим Каневский Промышленным предприятиям необходимо наращивать объем производства выпускаемой продукции, налаживать выпуск новых изделий и при этом обеспечивать высокий уровень качества. Это нужно делать в условиях отсутствия в Российской Федерации технологий и дефицита кадров. Необходимо как можно быстрее организовать производство средств производства. И речь идет не только о станках и инструментах, но и о средствах измерения, испытательном оборудовании. В России сотни малых компаний с опытом поставок и внедрения оборудования. Эти компании готовы развивать производство в России, это огромный потенциал, который нужно вовлечь в решение этой сложной задачи. Необходимо, на мой взгляд, предоставить площади, инфраструктуру, «длинные деньги», а также очень важно снять различные барьеры и уменьшить риски.
Несмотря на санкционные ограничения, отечественное машиностроение справляется со всеми вызовами, заявил в сентябре Михаил Мишустин, подчеркнув, что в отрасли происходят структурные преобразования. По словам председателя правительства, машиностроение остается одним из стратегически важных секторов российской экономики, который в итоге обеспечивает благосостояние и комфортную жизнь всех граждан.