Больше всего опасений у гидов вызывает судьба почти 10 зданий на проспекте Обуховской обороны, включая школу, где училась Ольга Берггольц, часть складов Кокоревых у Московского вокзала и более 160 домов Нарвской заставы. На их месте должны появиться Большой Смоленский мост, вокзал для Высокоскоростной магистрали и новый район многоэтажек. Ни один подобный проект не стоит уничтожения зданий, хранящих память об императорской России, Октябрьской революции, блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне, говорится в подготовленном обращении. Комментирует член правления Содружества гидов-переводчиков и экскурсоводов Сергей Калинин:
Дискуссия об уничтожении исторического наследия продолжалась весь прошлый год. Против выступали не только гиды, но и многие градозащитники. В результате депутаты согласились с тем, что ряд объектов необходимо сохранить, в частности дома на Нарвской заставе. Ко второму чтению законопроекта об охранных зонах они обещали внести соответствующие поправки. Что же касается Смоленского моста и вокзала, то тут все сложно. Первый проект в ближайшее время должен будет проверить Следственный комитет. Там убеждены, что власти в должной мере не рассмотрели альтернативные варианты. С конечной точкой будущей ВСМ тоже загвоздка. Во-первых, решительно непонятно, когда начнут строить саму магистраль и начнут ли, учитывая, что специальных поездов для нее нет, и пока не предвидится. Мнение депутата ЗакСа Михаила Амосова:
Добавим, что в конце ноября Минтранс допускал, что строительство высокоскоростной магистрали из Москвы в Петербург может начаться уже в 2023 году. В подготовке проекта участвуют РЖД, «Синара» и «Сбер». На объект намерены потратить около 2 трлн рублей, причем бюджетное финансирование почти не предполагается. А на днях Арбитражный суд Москвы обязал немецкий концерн Siemens исполнить договор с РЖД на поставку 13 высокоскоростных электропоездов «Сапсан». Их, в числе прочих, собирались пустить по новой железнодорожной ветке.