История знаменитой среди петербуржцев и гостей города конки на 6-7 линиях Васильевского острова, напомним, началась 20 лет назад. Тогда напротив вестибюля метро появилась копия трамвайного вагона на конной тяге, в которой компания «Глиссада» организовала точку по продажам авиа- и железнодорожных билетов. Однако со временем бизнес перестал быть рентабельным, вагончик закрылся и пришел в запустение, а хозяева накопили перед городом долги по аренде. И лишь в 2021-м году памятник обрел новых хозяев, превративших его в арт-кофейню. Инвестором, как пишет «Фонтанка», стал предприниматель Борис Чернышев, вложивший в реставрацию и закрытие долгов перед городом 7,5 миллиона рублей. Обновленный вагончик с кафе настолько понравился горожанам и туристам, что в 2022-м году даже получил премию Минпромторга на конкурсе «Лучший нестационарный торговый объект в России». Однако, осенью 2023-го года городские власти через суд в одностороннем порядке расторгли договор аренды — как пояснили БФМ СПб в ККИ, из-за нарушения его условий, по которым на 70% объект должен использоваться для продажи печатной продукции и только на 30% — для сопутствующих товаров типа кофе. Кроме того, собственник задолжал за аренду земли почти 300 000, иск еще на 132 000 сейчас находится в суде. Но Борис Чернышев написал ходатайство на восстановление сроков обжалования решения суда, о котором, по словам бизнесмена, его не уведомили, и даже готовит заявление на заключение нового договора аренды земельного участка. Ситуацию комментирует партнёр юридической компании «Апелляционный центр» Владимир Полуянов:
Впрочем, в Смольном обещают не делать резких движений и совместно с собственником объекта прорабатывают все возможные варианты решения вопроса с сохранением копии-модели конки. Даже несмотря на то, что по предписанию суда она должна была быть демонтирована еще до 14 марта. Тем не менее решение о расставании с бизнесом, по словам предпринимателя, уже принято — владелец объекта, который охарактеризовал свой проект как социальный, а не как коммерческий, выставил его на продажу за 5 миллионов рублей. Но потенциальных покупателей будут, цитата, «проверять на порядочность», чтобы конка, к примеру, не оказалась ларьком на одном из городских вокзалов. Депутат ЗакСа, василеостровец Борис Вишневский* рассказывает, что местные жители даже планируют открыть сбор средств, чтобы выкупить и спасти достопримечательность:
Добавим, что модель-копия вагона на конной тяге была создана по чертежам конца XIX века, однако, никогда не являлась памятником. Любопытно, что на момент входа в эфир материала объявление о продаже конки на «Василеостровской» с сайта «Авито» исчезло.
*— признан иностранным агентом Минюстом РФ.