ЦБ 16.06
$89.07
95.15
ММВБ 16.06
$
<
BRENT 16.06
$82.67
7359
RTS 16.06
1137.45
Telega_Mob

Налоги и цифровизация: проблемы практики

Как говорил Конфуций: всё не то, чем кажется, и наоборот. В завершении серии публикаций о налогах, расскажу о практических аспектах нововведений в налоговое законодательство на основе вопросов, с которыми сталкиваются наши клиенты.
Блог

ФОТО: rupixen / Pixabay - Источник

Цифровизация идет по стране семимильными шагами, все большее распространение получает применение электронной цифровой подписи — ЭЦП. Еще недавно она передавалась бухгалтеру физически или загружалась в облачное хранилище. Передача электронной подписи — один из возможных признаков номинальности генерального директора. Именно поэтому при проверках налоговые органы спрашивают, где хранится ЭЦП и кем она используется.

Широко известны случаи злоупотреблений при получении ЭЦП и ее использовании. Ответная реакция — изменение законодательства о выдаче ЭЦП, вступившее в действие с 1 января 2022 года. Теперь руководитель юрлица или ИП получают усовершенствованную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) только в удостоверяющих центрах ФНС и её доверенных лиц. Коммерческие удостоверяющие центры выпускают квалифицированные электронные подписи только для физлиц и сотрудников организаций.

С 1 сентября 2023 года подписи руководителей юрлица или ИП, выданные в коммерческих центрах, перестанут действовать. Работать с ними будет запрещено. А сотрудники компаний и представители ИП должны будут использовать УКЭП физлица и машиночитаемую доверенность. Передавать право использования ключа электронной подписи другим лицам запрещено. Связано это с необходимостью обеспечить его конфиденциальность, в частности не допускать использования ключа электронных подписей без согласия владельца. Также закон обязывает уведомлять о нарушении конфиденциальности ключа в течение одного дня с момента, как о нарушении стало известно.

Новые меры по защите конфиденциальности

По закону, у ИП есть право передавать по доверенности полномочия на подписание электронных документов своему представителю. С 1 марта 2022 года Закон N 63-ФЗ «Об электронной подписи» был дополнен ст. 17.3 «Использование квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях индивидуальных предпринимателей», пунктом 2, которым предусмотрено, что представитель подписывает документы собственной квалифицированной ЭЦП с предъявлением выданной доверенности.

В аналогичном порядке оформляется доверенность от имени юридического лица (п. 2 ч. 1 ст. 17.2 Закона об электронной подписи). Представитель юрлица (им может быть физлицо, ИП или другое юрлицо) подписывает электронные документы своей КЭП с одновременным представлением доверенности от юрлица.

Закон не предусматривает возможности передавать право использования ключа электронной подписи другому лицу. Согласно пункту 1 ч.1 ст.10 Закона N 63-ФЗ, при использовании усиленных электронных подписей все участники взаимодействия обязаны обеспечивать конфиденциальность их ключей. В частности, не допускать использование принадлежащих им ключей без их согласия.

В пункте 2 упомянутой статьи также предусмотрена обязанность уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении. В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 63-ФЗ при использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена.

В ситуации, когда подпись организации, оформленную на руководителя, использует то один, то другой сотрудник, конфиденциальность ключей находится под угрозой. При этом, по общему правилу, ответственность за действия сотрудников, имеющих доступ к ЭЦП, несет владелец ключа.

Любопытно, что получение различных ЭЦП пока вступает в конкуренцию друг с другом. Так, например, при получении ЭЦП на использование системы ЕГАИС налоговый орган отзывает предыдущие ЭЦП на СБИС и ЭДО (Отчетность и электронный документооборот).

Как уже упоминалось выше, у руководителя компании есть ЭЦП руководителя, которую он получает в ФНС или аккредитованных ей центрах (бесплатно, при личной явке). А у сотрудников — ЭЦП физического лица (и это удобно для бухгалтеров, ведущих несколько компаний на аутсорсинге, а также для холдинговых структур) и доверенность.

Переход на машиночитаемые доверенности: для чего он нужен?

Уже в этом году вступают в силу нормы о машиночитаемых доверенностях (МЧД) — полном аналоге бумажной доверенности в виде файла в формате XML, который содержит всю необходимую информацию о доверителе и об уполномоченном лице. Сейчас работа с машиночитаемой доверенностью — добровольная, но уже с 1 сентября 2023 года использование МЧД станет обязательным. Она наделяет полномочиями доверенных лиц, которые действуют от имени ИП или директора организации. Такими лицами могут быть бухгалтер, ответственный сотрудник или наёмный работник, в чьи полномочия входит подписание электронных документов компании, в том числе для сдачи отчетности.

В совокупности МЧД и УКЭП дают сотруднику полномочия для обмена электронными документами от имени компании. С их помощью можно:

  • Сдавать отчётность в государственные органы — налоговая, фонд социального страхования, ПФР
  • Работать на государственных порталах — ЕГАИС, «Честный ЗНАК»
  • Участвовать в электронных торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Вести электронный документооборот с контрагентами
  • Подписывать договоры
  • Выполнять любые другие действия, как и с обычной бумажной доверенностью от руководителя организации

У машиночитаемой доверенности есть ряд преимуществ:

  • Все полномочия находятся под контролем руководителя: МЧД выдает руководитель компании, подписывая документ своей КЭП. Доверенность можно оформить на конкретный перечень полномочий, согласно соответствующему справочнику (ознакомиться с ним можно по ссылке https://www.gnivc.ru/technical_support/classifiers_reference/). При увольнении сотрудника доверенность отзывается.
  • МЧД позволяет передавать отчетность в любую инспекцию онлайн: для этого необходимо один раз отправить электронную доверенность в ФНС, прежде чем отправлять отчетность. 
  • МЧД может храниться в различных системах и подходит для различных порталов.

Подходят информационные системы:

  • Операторов электронного документооборота
  • Федеральных органов исполнительной власти (ФНС, ПФР, ФСС и т.д.)
  • Аккредитованных удостоверяющих центров (УЦ)
  • УЦ ФНС, Казначейства или Центробанка
  • Головной удостоверяющий центр
  • Системы, для подписания документов, например, собственная ИС организации

Такая система практически повторяет схему использования бумажной отчетности с одним лишь отличием — процесс отправки машиночитаемой доверенности производится онлайн. Для работы с ФНС можно воспользоваться электронным сервисом «1С-Отчетность».

На словах всё свидетельствует о прозрачности процедур и их упрощении. Каким будет применение — покажет только практика.

Поделиться

Популярные посты автора

Обучение будет производиться на базе новой лаборатории, которая создана при участии СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Северная столица обладает всеми необходимыми ресурсами для выполнения послания президента России, отметил Александр Беглов, комментируя послание Владимира…
Ранее аналогичное решение уже приняли США.
Последние две недели несколько русских слов, оканчивающихся на «ция», стали одними из самых упоминаемых. Одно из них – «национализация». В существующей…
4173