Правила землепользования и застройки гласят: на каждые 80 квадратных метров жилой недвижимости должно быть минимум одно парковочное место. Есть еще коэффициент обеспеченности: чем престижнее объект, тем больше машиномест должно приходиться на одну квартиру.
Но экономика здесь сомнительна, особенно в бюджетном сегменте. Девелоперов печалит высокая стоимость строительства машиномест. Покупателей – их дороговизна. Сейчас в Петербурге единичные предложения в построенных паркингах начинаются с 250 000 рублей, Массовые предложения без скидок – от полумиллиона рублей. Как правило, на эти деньги предпочитают приобрести несколько лишних квадратных метров.
Заработать на инвестиции в паркинг трудно: купить, а затем выгодно перепродать – нереально. Сдавать в аренду – тоже сомнительный вариант. Ежемесячные коммунальные платежи съедают большую часть поступлений. Из собственного опыта: на парковке рядом с моим домом машиноместо можно арендовать за 6 тысяч рублей, стоимость коммуналки для собственника составляет почти 5000. Не удивительно, что паркинги пустуют. Особенно на окраинах, где для автомобиля найти место можно и в чистом поле.
Во многих развитых странах размеры паркингов для каждого проекта определяют муниципальные власти. Например, в США компания-застройщик вместе с разрешением на строительство получает предписания по числу машиномест. Нормативы не ужесточаются, а смягчаются. Еще 10 лет назад американский стандарт для многоквартирных домов выглядел так: не менее двух парковочных мест для каждой квартиры, из которых не менее одного в закрытом частном или общем гараже. Сейчас от обязательных параметров вообще отказываются. Скажем, в Гамбурге требований нет вовсе, а в Берлине есть нормативы, но лишь по местам для инвалидов и велосипедистов.
Но мировой опыт нам небольшой помощник: главная проблема - менталитет. Мы в принципе не очень готовы платить за услугу, если ее – пусть и с потерей комфорта - можно получить бесплатно.
Впрочем, и наша психология меняется. В банке ВТБ зафиксировали рост спроса на паркинги в прошлом году на 20-30%. Эксперты «Балтийской жемчужины» назвали цифру – 40% за последние 2 года. Но есть еще одна тенденция: собственники покупают машиноместо не сразу. А через год другой, когда надоест каждый вечер колесить по окрестностям в поисках вакантного сугроба. Безвыходное положение – по-прежнему лучшая мотивация.