Правила землепользования и застройки гласят: на каждые 80 квадратных метров жилой недвижимости нужно минимум одно парковочное место. Есть еще коэффициент обеспеченности: чем престижнее объект, тем больше машиномест должно приходиться на одну квартиру. Но экономика паркингов сомнительна. Места недешевы: единичные предложения в Петербурге начинаются с 250 000 рублей, массовые без скидок – от полумиллиона. Как правило, на эти деньги люди предпочитают купить несколько лишних квадратных метров жилья.
Заработать на паркоместе трудно: купить, а затем выгодно перепродать – нереально. Сдавать в аренду – не слишком выгодно. Коммунальные платежи съедают большую часть поступлений. Из собственного опыта: на парковке рядом с моим домом машино место можно арендовать за 6 тысяч рублей, стоимость коммуналки для его собственника - почти 5000. Не удивительно, что паркинги пустуют. Впрочем, не везде. Сложнее всего ситуация на окраинах, где для автомобиля найти место можно и в чистом поле.
Мировой опыт показывает: от обязательных параметров парковки в развитых странах вообще отказываются. Например, в США каждый застройщик вместе с разрешением на строительство получает от муниципалитета предписание по числу машиномест. А в большинстве крупных городов Германии нормативы сохраняют лишь для велосипедистов и для автомобилей лиц с ограниченными возможностями.
И в заключении. Возможно, главная наша проблема - менталитет. Мы в принципе не очень готовы платить за услугу, если ее – пусть и с потерей комфорта - можно получить бесплатно. Но, ситуация кажется и в самом деле меняется. В банке ВТБ зафиксировали рост спроса на паркинги в прошлом году на 20-30%, эксперты «Балтийской жемчужины» назвали цифру в 40%. Может дело в том, что каждому рано или поздно надоедает каждый вечер колесить по окрестностям в поисках вакантного сугроба. Безвыходное положение – по-прежнему лучшая мотивация.