Начнем с неожиданного – к началу июля объем вакантных торговых площадей на улицах Петербурга снизился. Сейчас он составляет 8,9% и по данным аналитиков Maris - это минимальный показатель с начала пандемии. С января в городе открылось больше предприятий, чем закрылось…
В центре города более других опустели улица Белинского, Литейный проспект и Староневский – от площади Восстания к лавре. Напротив, наиболее активно в первой половине года арендаторы осваивали Большую Конюшенную и улицу Восстания.
Наиболее активно ведут себя заведения общепита: почти половина всех открытий-закрытий так или иначе связана с ними. Уходят старые и появляются новые игроки в fashion-сегменте, а вот банки и небольшие магазины -дискаунтеры непродовольственных товаров - практически полностью приостановили свое развитие.
В общем аналитики фиксируют снижение деловой активности – по сравнению с прошлым годом и отрываются и закрываются новые точки реже. А освобождающиеся встроенные помещения все дольше ищут новых арендаторов. Впрочем, на арендных ставках это почти не сказывается.
А вот в петербургских торговых центрах ситуация продолжает оставаться неопределенной. С одной стороны доля вакантных площадей в моменте не так уж и велика – аналитики Найт Франк оценивают ее в 5.3%. Но еще около 10% территории, пригодной под аренду, занимают магазины 46 брендов, будущее которых неопределенно.
Сейчас это – официально - временно закрытые точки, в основном предлагающие одежду и товары для дома, их имена хорошо известны. У компаний долгосрочные договоры аренды с жесткими условиями, которые по-прежнему приходится выполнять. Удачным примером решения вопроса может стать продажа польским ритейлером LPP, китайскому консорциуму магазинов 5 марок, после чего они начали открываться вновь уже под новыми брендами.
Среди компаний, покинувших питерские торговые центры, больше всего финнов, среди приостановивших работу – шведских, испанских американских. А, например, некоторые итальянские бренды даже расширили свое присутствие. Впрочем, это скорее исключение из правил.
По мнению экспертов размер вакантных площадей в торговых центрах может увеличиться при пессимистичном раскладе до 10%, при умеренном – если на рынке активизируются российские и азиатские бренды - до 7-8%.
Главный вывод – объекты стрит-ритейла в Петербурге чувствуют себя лучше, чем торговые центры. Гиганты вместе с якорными арендаторами и кинотеатрами теряют посетителей. А вот небольшую точку да еще в проходном месте с удовольствием могут поделить сразу несколько некрупных арендаторов, в том числе попап-магазинчики, которые могут открыться на 2-3 месяца в сезон. За который и решат свои коммерческие задачи.