Итак, на текущий момент приняты поддерживающие меры. Власти возвращают льготные кредиты и лизинг, на которые будет выделено более 20 млрд рублей. Правда, не совсем понятно, что на них покупать – на рынке острый дефицит автомобилей. Китайские товарищи пока не спешат помогать – при увеличении цен вдвое импорт из Поднебесной сократился в 6 раз. Правда удалось договориться с компанией JAC на производство новых «Москвичей» и поставки партийных автомобилей «Хунци», которые частично заменят у нас бизнес и премиум-класс.
Не все гладко с параллельным импортом. Разрешающий его приказ уперся в другие законодательные российские акты, в частности сертификационные, без изменения которых ввезти пока ничего не получается.
Непросто обстоят дела с импортозамещением. Представители АвтоВАЗа прямо сказали, что на технологическую замену иностранных комплектующих уйдет около двух лет. Приблизительно на этот же срок, до 1 января 2024 года депутаты ЛДПР предложили с рядом условий отменить таможенные пошлины на ввоз иномарок.
По данным агентства «Автостат» и сайта «Авито.Авто», ситуация на уровне игроков отрасли соответствующая. Дилеров накрывает каннибализм – автосалоны побогаче скупают складские остатки у тех, кто готов уйти с авторынка. Последние концентрируются на вторичных продажах, которые, само собой, на ближайшее время станут главным источником сделок и прибыли. Представители дилеров говорят, что главная стратегия выживания – забрать долю у перекупщиков и частных продавцов.
Вторая - превращение автосалонов в профильные автосервисы и наработка клиентской базы для ремонта на ближайшие год-два. Третья – продажа всего подряд. Автосалоны уже всерьез рассматривают доходы от реализации карточек лояльности и помощи на дорогах до перепродажи бэушных шин.
Ответ на вопрос: «Как же все так получилось?» нужно искать в истории. Отечественный автопром был полностью сформирован в СССР, как социальная сфера, обеспечивающая миллионную занятость и формирующая объединение десятка отраслей. В новом капиталистическом мире такой подход стал головной болью, которую и постарались скинуть на иностранные плечи, не спросив, надо ли это им. К сегодняшнему дню наконец-то пришел ответ. Программу спасения автопрома по поручению Президента ждем к 1 сентября, надеюсь, наконец-то, с правильными историческими выводами.