Само название «Ренессанс» подарил Джорджо Вазари, составивший в 1550 году «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Этим словом он отметил деятельность своих предшественников, художников начала XVI века. Вазари писал «о пелене, которая заволокла умы людей» и которая неожиданно «то ли Божьей милостью, то ли под воздействием звёзд спала» и художники вдруг увидели «истинно прекрасное». По его определению, «возрождение — это возвращение человека к своему естественному гармоничному состоянию в отношениях с природой». Поэтому «природа — это образец, а древние — школа».
Действительно, отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм, возросший интерес к античности. В это время реабилитируется повседневная человеческая жизнь, получают высокую оценку обыденные ценности бытия. Средневековой аскезе Ренессанс противопоставляет этику наслаждения и преклонение перед красотой человеческого тела. При этом эстетизация повседневности доступна немногим — нужны свободное время и средства. Эпоха требует ярко выраженной демонстрации чувств. Горе или радость облекаются в особые ритуальные формы и выставляются напоказ, превращаясь в зрелище для посторонних.
«Бесконечный праздник бытия» особенно характерен для придворной жизни. В первой половине дня — турниры, состязания, охоты, вечером - балы, маскарады, пиры. Признаками роскошной светской жизни становятся покровительство и увлечение изобразительными искусствами, литературой, философией, историей, музыкой. Появляется пышное, торжественное и величественное декорирование дворцов, одежд и причёсок. Границы между роскошью и красотою стираются. В отличие от Средних веков господствует новый взгляд: великолепные вещи и их коллекции должны выполнять презентационную функцию, демонстрируя вкус и могущество знати. Роскошь теперь используется в политике как средство управления и поощрения.
Праздники — любимая игрушка государей — ослепляют пышностью, среди которой встречаются и подлинные произведения искусства, тем более что в их оформлении участвуют великие художники того времени — Леонардо да Винчи, Слютер, Брудерлам, Ян ван Эйк. Искусство состоит на службе. Оно, в первую очередь, выполняет социальную функцию, цель которой выставить напоказ роскошь, подчеркнуть значительность определенной личности — и не художника, а заказчика.
Рыцарские турниры превращаются в красочные представления, они перегружены всякого рода декором. Для них специально придумываются романтические ситуации и тщательно разработанный ритуал. Поединки получают пышные названия: «Древо Карла Великого», «Источник слез», «Путы дракона», «Поединок пастушки».