Активность в сегменте модных в последнее время коворкингов снизилась, хотя и не ушла в ноль. Особенно это стало заметно в первой половине нынешнего года.
Анонсирование новых проектов практически прекратилось, а сроки реализации тех, что на более высоких стадиях готовности, начали увеличиваться - это цитата из отчета компании Maris. Причина - падение спроса на гибкие пространства со стороны арендаторов, особенно во второй половине 2022-го.
Можно ли считать, что время коворкингов в принципе прошло. Нет, их по-прежнему считают перспективными. К тому же предложение в классических офисах, резко выросшее год назад, должно сокращаться: за первую половину 2023 года объем арендованных площадей в обычных бизнес-центрах Питера вырос почти в полтора раза по сравнению с предыдущим полугодием. Правда, чаще активность проявляют не новые арендаторы, а компании, которые, пользуясь освобождением лучших пространств в престижных локациях, только переезжают, по сути, не снижая уровень вакансии в целом.
Арендаторы видят в коворкингах альтернативу привычным офисам. Операторы первых, по оценке аналитиков Nikoliers, начали активнее предлагать помещения с ремонтом и мебелью, но без дополнительных сервисов. Такой подход востребован, в том числе, у крупных компаний, которые занимают в коворкингах до двух третей пространств. Для них возможность быстрой аренды позволяет динамично реагировать на меняющую ситуацию на рынке.
По питерским коворкингам в цифрах результаты таковы: за полгода в городе появились три новых офисных пространства – правда, не слишком больших. Плюс один крупный коворкинг в самом центре у Невского прирос более чем на 300 рабочих мест. Итог – плюс 500 с лишним новых мест на площади в 4 000 кв. м. В три раза ниже, чем скажем, в 2021 году.
III и IV кварталы обещают быть более живыми - но все равно не такими, как самый активный в 2021 году. Тогда был пик, а сейчас по разным оценкам в городе появятся от 7 до 15 новых пространств – соответственно аналитики по-разному оценивают их масштабы – от 10 до 15 тысяч квадратов. Получается, к концу года площади гибких пространств вырастут примерно на 15%.
Основными игроками в сегменте становятся сетевые операторы – «одиночкам» выжить все труднее, к тому же классический офисный бизнес финансово кажется более интересным. С другой стороны гибкие пространства активно занимают площади в торговых центрах, фитнесах, кинотеатрах – это все питерские примеры последних месяцев.
В начале 2020 года мировому рынку коворкингов предрекали двукратный рост за три-четыре года - помешала пандемия. Сейчас проблемы рынка - высокая инфляция, нехватка места и удорожание энергоносителей, что влияет на рентабельность в крупных городах. Но, несмотря на «задержки в развитии», формат жив и востребован. В России организуют даже фестивали коворкингов. Наверное, потому, что их уже можно считать не только бизнесом, но и культурой.