Данные аналитиков Knight Frank: за 8 месяцев 2022 года девелоперы купили в Петербурге 210 гектаров земли под будущую застройку. Это в полтора раза меньше, чем за аналогичный период 2021-го. А потрачено на новые земли всего 16 миллиардов 300 миллионов рублей. Это в четыре раза меньше, чем в разгар пандемии.
Правда снижение показателей можно объяснить эффектом высокой базы. В прошлом году покупатель был активен. А 2022-й год, особенно весна, уверенности в завтрашнем дне, не прибавили. Тем не менее озвученные ранее цифры примерно равны показателям 19, допандемийного года.
Еще одна причина сдержанности девелоперов – небольшое число привлекательных локаций. Застройщикам интересны территории внутри города, но предложений больше всего во Всеволожском районе – его доля в общем объеме купленных площадей более 40%. Да и новые участки внутри города не центральные – больше половины расположены в Красногвардейском и Выборгском районах. И лишь 3.6% площадей пригодны для строительства элитных проектов.
Впрочем, поменялся сейчас и подход компаний к освоению новых территорий. Комментирует коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов:
Меж тем игроки рынка чувствует себя в нынешний кризис более уверенно, чем в начале пандемии. По крайней мере это показало исследование ВНЭ – опрос 6 тыс. руководителей строительных организаций со всей страны.
На его основе формируется индекс предпринимательской уверенности в сфере недвижимости - в третьем квартале он составил -13%. Это ненамного хуже, чем в первом и втором, но куда лучше, чем в середине 20-го года – минус 24%.
Подавляюще большинство опрошенных весьма высоко оценили и текущий спрос, и платежеспособность клиентов. Отметили относительно небольшую закредитованность бизнеса. Куда больше профессионалов беспокоит рост цен на стройматериалы и работы, но и этот показатель к концу лета начал снижаться впервые с 2020 года.
Все это позволило специалистам ВШЭ сделать вывод: строительные организации чувствуют себя стабильно, а само строительство по-прежнему остается одной из самых независимых от внешней конъюнктуры отраслей в стране.
Что ж, возможно, рынок действительно неплохо адаптируется под новые условия. В том же Петербурге место иностранцев занимают компании из российских регионов. Западные лифты, краски, технику меняют на наши. Процесс идет. Правда, как всегда приходится преодолевать трудности…