Официально целый месяц проходили общественные обсуждения Генплана, описывающего будущее, аж, до 2040, с перспективой — до 2050 года. Одновременно, но почему-то только в течение 6 дней, граждане (по электронной почте) могли присылать свои соображения по поводу, этого важнейшего и объемнейшего — в 7 тысяч — страниц документа.
Мой — нерепрезентативный, но все-таки опрос показал: слышали о происходящем не более четверти знакомых, а конкретно понимали, куда смотреть и как реагировать — единицы. Впрочем, даже в таких условиях (меньше, чем за неделю) комментариев — в том числе с чем-то несогласных — набралось около десяти тысяч.
Большая часть высказываний частных лиц касались планов в локальных кварталах. Вот типичные то ли пожелания, то ли требования: вернуть рекреационную зону, отказаться от строительства трассы, разбить парк или сквер. Но самое популярное — изменить функциональную зону — скажем, с Ж4 на Ж3, то есть ограничить застройку 8 этажами. А где-то вовсе отказаться от нового строительства. Принятый в спешке закон о комплексном развитии территорий, заставил петербуржцев весьма придирчиво относиться к возможным «перспективам роста»…
А перспективы эти серьезные — общегородские проекты в Генплане сделаны с размахом. Тут и развитие города-спутника «Южный», и намыв в Сестрорецке, и новый аэропорт в Левашово, хотя в текущих внешне-политических условиях и Пулково-то работает не на полную загрузку.
Но, конечно, самые громкие и резонансные — планы по строительству 89 станций метро — это куда больше, чем было построено за предыдущие 67 лет. Сам факт такого предложения заставляет усомниться в разумности документа. Впрочем, в предыдущем генплане, от 2005 года, планировалась и ветка от «Театральной площади» до «Морского фасада», и от «Обводного канала» до «Казаковской», что на юго-западе.
И, кстати, по тому же плану улицы Васи Алексеева и проспект Энергетиков уже должна соединять широкая магистраль — с мостом через Неву. А под землей оказывается должны работать многофункциональные комплексы — на Манежной и Сенной, у Балтийского и Финляндского вокзалов, на Апражке…
Проблема Генплана, как документа в том, что за него в реальности никто не отвечает – да и с кого спрашивать через 20 лет. И получается, что в нем есть с одной стороны пункты, определяющие будущее конкретного дома и конкретных людей, живущих в нем. Общие разрешения и допущения, против которых в основном и возражают активисты. А есть мечты, которые так и тянет назвать маниловскими.