Прошлый декабрь, стал, по всей видимости, периодом максимального объема вакантных торговых площадей на рынке Петербурга. В начале 2022 года в основных, самых качественных центрах, их доля была меньше 2.0%, а в начале зимы, по оценке экспертов NF Group, она выросла до 12.5%.
Часть площадей просто сменила владельца – к новым названиям старых брендов мы пока еще не привыкли. Удивительно, но на петербургский рынок пришли целых три новых западных фирмы – из Германии, Эстонии и США. Но, разумеется, наибольшую активность показали российские компании с английскими названиями – как уже хорошо знакомые рынку, так и абсолютные новички. Счет наших брендов, которые увеличивают свое присутствие в торговых комплексах, идет на десятки – еще чаще они расширяют площади магазинов, пользуясь высвобождением лучших пространств.
А пространства эти за последние полгода появлялись стабильно: с 7 до 2% к июню 23 года снизились доля «временно закрытых» площадей – их максимум также фиксировался в декабре. Поскольку практически все иностранные компании за последний год определились со своим будущим в России, можно предположить, что теперь вакантные площади будут появляться не так активно.
Свободные пространства распределены по торговым центрам крайне неравномерно. Гигантские пустующие коридоры ИКЕИ доводят долю вакантных площадей в питерских Мегах до 30%, а в некоторых проектах в центре города этот параметр, по сути, равен нулю.
Но эксперты в целом смотрят на ближайшие перспективы сегмента очень позитивно. По их прогнозу к концу года активность российских риелторов позволит снизить долю вакантных площадей до 4% и даже ниже. А это – не намного больше, чем в начале 22 года.
Кстати, не только продавцы одежды и обуви могут прийти на свободные места. Все активнее на освободившиеся пространства приходят компании, занимающиеся обучением. Это тенденция не только последнего года – по оценке Nikoliers, суммарная площадь обучающих классов в ТЦ города с 2017 года увеличилась более чем в пять раз. Так, шесть лет назад образовательные пространства работали только в семи торговых центрах Петербурга, сейчас уже в 43-х. Самые активные арендаторы – спортивные секции и танцевальные кружки. Но есть также музеи, театры, творческие студии, а также автошколы и курсы иностранных языков.
Эксперты NF Group отмечают, что торговая недвижимость для инвесторов, в том числе частных, через ПИФы может быть наиболее перспективной в ближайшие годы. А в масштабах страны сегмент ожидает максимальная активность за последнее десятилетие. Впрочем, причина этому смена собственников – с иностранных на отечественных.
Начинать новые проекты готовы немногие.