В список «диссонирующих объектов», который, в свою очередь, является частью новой редакции закона «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия…», входит 71 здание. Закон не нов, ему более 15 лет. Не сразу, а в 2014 в нем появился этот любопытный документ — список зданий, облик которых выбивается из привычной панорамы Северной столицы.
Тогда их было больше — 77, сейчас — 71. Больше трети — в Центральном районе, и знаменитых или просто известных в списке хватает.
Например, Лиговский проспект, дом 6, литера А. Это построенный на месте Греческой церкви Большой концертный зал «Октябрьский», о «безобразно-плоской черте» которого писал пронзительные стихи Иосиф Бродский.
Лермонтовский, 43, корпус 1, литера А — это гостиница. Некогда «Советская», а теперь «Азимут» в Адмиралтейском районе. В 1960-х это — настоящая высотка, да и сейчас явно выделяющаяся габаритами, поэтому с верхних этажей ее открывается действительно роскошная панорама.
Здание Лениздата на Фонтанке — тоже творение начала 1960-х годов прошлого века, втиснутое между особняком Апраксина (архитектор Фонтана), БДТ и выходящим на площадь Ломоносова классическим шедевром Карла Росси. Эти здания общественные, таковых в списке большинство. Но есть в нем множество жилых домов, в том числе масштабные премиальные на Одоевского, Песочной и Воскресенской набережных, Киевской улице.
Поэтому сразу важно сказать, что речь не шла и не идет о сносе режущих глаз зданий — закон этого вообще не предполагает. Вопрос в их охранном статусе, вернее, его отсутствии. Плюс эксперты говорят, что появление такого списка может быть предупреждением будущим строителям — мол, так не надо…
Ключевой вопрос тут грибоедовский: «А судьи кто?». Некрасивый, неуместный, раздражающий — понятия субъективные, и опубликованный список ведущие архитекторы города оценивают очень осторожно. Правила нужны, но куда проще их соблюдать до того, как что-то построено...
Мне вот в любимом Московском районе, в квартале обычных хрущевок, диссонирующими кажутся в последние годы возведенные многоэтажки. Но я прекрасно понимаю, что недовольство мое не только из-за архитектуры, но и, скажу обтекаемо, из-за «нарушения жизненной гармонии». Впрочем, районы хрущевок — это особая история…
Архитектура любого великого города состоит из противоречий. Вот, например, Париж. Некоторые до сих пор без содрогания не могут пройти мимо стеклянной пирамиды архитектора Бей Юймина, с 1980-х стоящей посреди Лувра. Или хмурятся при взгляде на Центр Помпиду. Главное, чтобы причиной эстетических аргументов на самом деле не были большие деньги. Хотя я сам понимаю: такое пожелание — чистой воды утопия.