Этой осенью Петербург стал центром обсуждения демографической и семейной политики, а также внешнеполитического и экономического развития страны – в городе прошёл Всероссийский идеологический форум Всемирного русского народного собора. Один из тезисов мероприятия – необходимость выстраивать отношения на взаимном уважении и согласии. Однако, согласия удаётся достигнуть далеко не всегда: например, по вопросу платной парковки. Депутаты МО «Гавань» попросили губернатора исключить муниципалитет из данной зоны, тем не менее, с 1 ноября парковка стала платной на 118 улицах Васильевского острова. На ещё одну транспортную проблему обратили внимание уже в Заксобрании. Председатель городского парламента Александр Бельский напомнил, что всю выручку от аренды самокатов получает оператор кикшеринга, зарегистрированный в Москве. О некоторых значимых итогах прошедшего месяца — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с генеральным директором группы компаний KELEANZ Medical Еленой Кириленко.
Максим Морозов: Елена, одно из широко обсуждаемых мероприятий в октябре — это Всероссийский идеологический форум Всемирного русского народного собора, который прошёл в Законодательном собрании Петербурга. Напомню, что, согласно Конституции, в России признается идеологическое многообразие. Тем не менее чем важен форум, на ваш взгляд?
Елена Кириленко: Максим, вопросы идеологии невероятно важны, потому что очень много эрудированных людей думают о том, где мы, куда мы движемся, что происходит. Есть вопросы и по ситуации, которая сейчас происходит в рамках СВО, мы видим, какие события происходят в мире. Поэтому многие люди задумываются, какой путь нам избрать, куда, как и с кем мы идём? Что касается межконфессиональных отношений, Всемирный русский народный собор объединяет людей разных вероисповеданий. Поэтому на прошлогоднем Соборе, который проходил в Храме Христа Спасителя в Москве, выступали и иудеи, и мусульмане. Они рассказывали о том, какая работа ведётся в их конфессиях. Основная идея заключается в том, чтобы выстроить хорошие, уважительные отношения с разными конфессиями, и уважать разные вероисповедания. А что касается идеологии, то идеологическая составляющая присутствует во всём. На форуме Всемирного русского народного собора мне посчастливилось вести сессию по демографии. Мы говорили о том, что идеологическая составляющая имеется, в том числе, и в решении вопросов демографии.
Максим Морозов: Елена, достаточно любопытно, как проявляется связь идеологии и демографии в наше время?
Елена Кириленко:
Есть статистика, в том числе зарубежная, о том, что в некоторых государствах вопросы рождения и воспитания детей очень хорошо поддерживаются финансово, но, тем не менее, почему-то демографическая ситуация не такая блестящая, как ожидалось. А есть государства, в которых основной упор делается на идеологическую составляющую, а финансовая составляющая есть, но не столь масштабная. Тем не менее уровень рождаемости зачастую даже больше трёх. Поэтому вопросы идеологии влияют на все аспекты нашей повседневной жизни.
Максим Морозов: Есть две точки зрения. По мнению некоторых аналитиков, элементы идеологии насаждаются сверху. Другие эксперты утверждают, что запрос есть со стороны самого общества. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
Елена Кириленко: Запрос есть. Но его надо и формировать. Потому что за годы влияния зарубежных методик сформировались некоторые моменты, которые абсолютно неприемлемы в нашей культуре. С учетом того, что информационное поле очень многообразно, люди зачастую не могут вычленить, что принимать, во что верить, а что — информационный шум и насаждение не совсем правильной идеологии.
Максим Морозов: Еще одна тема, которую активно обсуждали в октябре, —расширение зоны платной парковки на Василеостровский район. Депутаты одного из муниципалитетов даже обратились к губернатору с заявлением о нецелесообразности введения платной парковки в районе. Тем не менее с первого ноября Васильевский остров включили в эту зону.
Елена Кириленко: Максим, я тоже озадачена этим вопросом, потому что у нас офис на Васильевском острове, и мои сотрудники приезжают на работу на машинах, причем есть сотрудники, работа которых имеет разъездной характер. Парковка на территории бизнес-центра тоже платная, поэтому сумма ощутимая. Я сейчас думаю о том, что, наверное, необходимо будет каким-то образом компенсировать сотрудникам плату за парковку.
Я сравниваю с тем, что было в Москве, когда ввели платные парковки — город стал просторнее, освободилась масса мест, освободилась проезжая часть. Это сразу бросилось в глаза. Пусть на меня не обижаются петербургские чиновники, но у нас в городе эффекта от платных парковок я не вижу. Я живу на улице Рубинштейна, выезжаю со двора — тротуары заставлены машинами. Почему за этим никто не следит? В центре города миллион раз сталкивались с тем, что, несмотря на введение платной парковки, припарковаться невозможно.
Поэтому, когда люди увидят эффект, когда станет проще парковаться, будут освобождены проезды, тогда, может быть, люди будут морально готовы к тому, что за это надо платить. Жителям должны быть суперльготные условия, потому что люди здесь живут многие годы, и вдруг на них такая финансовая нагрузка! У нас инфляция, ЦБ повысил ставку рефинансирования, плюс ещё дополнительные немаленькие расходы. От всего этого должен быть эффект! Но, честно говоря, этого эффекта я пока не вижу.
Максим Морозов: Елена, острый вопрос — это тариф. В Смольном собираются увеличить максимальный тариф за час платной парковки на территории города в 2024 году. Насколько это сейчас целесообразно?
Елена Кириленко: Все должно увеличиваться поэтапно: и стоимость платной парковки, и качество парковок, и так далее. Поэтому мы сейчас можем сколько угодно это обсуждать, но это оторванные от реалий цифры, они основаны на прогнозировании доходов или ещё на чем-то. Когда реально будет эффект, и когда жители будут иметь обратную связь о том, что за платные парковки получено столько-то денег, на эти деньги сделано это и это — тогда будет понятно. А так можно придумать всё что угодно. Почему именно такие цифры?
Максим Морозов: Последняя тема, которую успеваем обсудить. Александр Бельский, заявил, что всю выручку от аренды самокатов получает оператор кикшеринга, зарегистрированный — внимание — в Москве. Получается, все мы знаем, что есть масса проблем с самокатами, но город ещё и не получает доходов в бюджет. Поддерживаете ли вы мнение председателя Заксобрания?
Елена Кириленко: Я абсолютно поддерживаю его мнение, потому что для меня это вообще немного странно. Ведь по налоговому законодательству компания обязана зарегистрировать обособленное подразделение там, где она ведёт свою деятельность. Даже если у вас юридический адрес в городе в одном месте, а вы открыли филиал или обособленное подразделение в другом районе, то вы обязаны зарегистрироваться и встать на учёт в налоговой инспекции. Поэтому, когда компании работают в Петербурге, а налоги платят в Москве, и там же остаются все доходы, то, мне кажется, это вопрос соблюдения налогового законодательства. Второй момент, да, они должны платить налоги здесь, потому что те же самые самокатчики вызывают массу проблем и для жителей города, и для движения транспорта, и для коммунальных служб. Поэтому я полностью поддерживаю это мнение. Мне кажется, это должно быть сделано в самое ближайшее время. Это абсолютно правильно.
Максим Морозов: Елена, справедливости ради, нужно привести и позицию операторов. Они напоминают, что, например, в Москве для каршеринговых компаний предусмотрены субсидии.
Елена Кириленко: Максим, мне кажется, что не очень правильно, чтобы сейчас Заксобрание начало думать, каким образом надо делать какие-то экивоки в сторону этих агрегаторов для того, чтобы они платили налоги в Петербурге. Они тоже должны выходить со своими инициативами. Очень просто объяснить: «Нам выгодно в Москве». У нас тоже существуют меры поддержки бизнеса, причём достаточно широкий спектр мер поддержки, в том числе и того, что касается лизинговых платежей. Я думаю, что всегда должно быть движение навстречу друг другу.