Итак. 8 марта 2020. Большинство заведений отработали женский день чуть лучше или чуть хуже, чем в прошлом году. Но уже присутствовала некая тревожность: это рассказы про закрытые на карантин заведения в Вечной Европе. Да, то, чего не случалось никогда, даже во время Второй Мировой и оккупации.
Потом резкое падение посещаемости и выручек. Ровно на неделю раньше это началось в Москве, я сам в последний визит практически все десять обедов и ужинов сидел один или почти один. В Петербурге в то время такого катастрофического падения еще не было, а некоторые заведения, бары и пивные рестораны, в частности, даже ставили рекорды выручки с начала года! Люди как будто чувствовали что-то и гуляли!
Потом разразился гром… Да, и в середине месяца были рестораны, что заполнялись не хуже прежнего, как фаст-фуд в торговых центрах, популярные сети типа Пхали-Хинкали, так и независимое Gills кафе. Но две трети самых громких и известных, просели на 60-80%. И выяснилось, что наш великий рынок живет с выручки в реальном времени, и жирка, прекрасное слово в контексте гастрономической колонки, нет вовсе. Менее десяти дней и катастрофа.
Что дальше? Реакция разделилась, как разделяется реакция всегда и во всем. Кому-то было выгодно работать даже в этих условиях, помним про благополучную четверть. И вторые, кто подписывал петиции с требованиями поддержки. Те кто хотел продолжать операционную деятельность, со льготами и договорившись с арендодателем, соблюдая все новые санитарные требования, и те, кто просил официального запрета на работу, чтобы начать переговоры с хозяевами помещений и кредиторами, и говорить своим людям не «простите, у нас денег нет», а «нас закрыли, поэтому, простите, денег нет...». А деньги - кровь бизнеса. Бизнес как человек - он может перенести потерю до литра, но не выживет при изъятии четырех пятых объема крови. Понимаю и тех и других, подписантов и противников.
Чем закончилось вы знаете: закрыли всех, успешных и молящих о казни. Примерно треть тех, кто раньше не помышлял о доставке, бросились строить окна самовывоза и переводить официантов в курьеров. Последняя неделя марта – невиданный карнавал. Обычный ассортимент таких служб, состоящий из пиццы и суши, расцвел деликатесами из двадцатки лучших городских мест. Разумеется, две трети уже закрыли свои стартапы, поработав неделю, и отпустили персонал. А кто-то успел перестроить сложные яства в куриный стрит-фуд, который может доехать за час до другого конца города. В выигрыше те, кто серьезно занимался этим и до кризиса, и будет делать это после.
Такой был март, для Бориса, который живет дома.