По данным российского ЦБ, месяц карантина равен потере ВВП примерно на уровне 2 п.п., т.е. по 0,5 п.п. в неделю.
Из расчетов регулятора выходит, что к 1 мая мы недо произведем и недо реализуем товаров и услуг на 2,5% ВВП, а если будем вынуждены продлить карантин до 1 июня – то на 4,5%. По прошлогоднему прогнозу 2020 год должен был завершиться с ростом до 1,3% (кстати, Росстат его еще не пересмотрел). Но эта величина не подразумевала: 1) выпадения нефтегазовых доходов от снижения цен к отметкам аж в $20 за баррель, а с точки зрения реальной закупочной цены, возможно, и ниже; и 2) резкого сокращения потребительского спроса.
Спрогнозировать провалы по экспортной выручке почти невозможно, так как мы не знаем когда закончится пандемия. Но даже при удачных переговорах в формате ОПЕК+, производственные цепочки так быстро не восстанавливаются и сальдо торгового баланса ухудшится, к тому же импорт может сократиться еще сильнее экспорта.
Российский рынок переживает первую часть карантина стоически. Инфляция ускорилась всего до 2,5%. Здесь есть задержка в горизонте данных, но тем не менее, и эффект ажиотажного спроса на товары первой необходимости, и перенос девальвации оказались очень умеренными. Главная причина – провал агрегированного спроса.
Мосбиржа отчиталась о росте объемов вложений физлиц в акции в марте в два раза в годовом выражении. На прошлой неделе прекратился отток средств нерезидентов из ОФЗ, зафиксирован чистый приток на 1 млрд руб. Несмотря на все сложности, бегства капитала вовсе нет. Доходность 10-летнего госдолга снизилась с пиковых 8,5% в середине марта до 6,7% годовых, а это всего на 0,5 п.п. выше февральских значений. Неудивительно, что Набиуллина достаточно явным образом указала на планы по дальнейшему смягчению ДКП при прочих равных.
Тем не менее, итоги этого года будут непростыми. Во всем мире растет безработица и неуверенность. Те, кому повезло не потерять клиента сейчас, могут столкнуться с отсутствием поставок. Об этом уже говорят среди автодилеров – например, новых иномарок может долгое время просто не быть. Компании, эксплуатирующие транспортные средства не смогут пройти ремонт из-за отсутствия комплектующих. В таких нишах возможны всплески инфляции. Пострадает и кредитная дисциплина. Далеко не все, если не меньшинство, смогут воспользоваться законом о банковских каникулах. В новых договорах карантин уже не будет форс-мажором, а условия, возможно, станут менее выгодными. Сам банковский сектор переживает за ухудшение своих балансов на фоне роста просрочек и банкротств.