Только напишешь «худший сервис», только приведешь пример «официант не знал, какой тунец в салате», потом появляется официант, который не знает, что он официант… Ругаешь «самая маленькая порция, что видел»: пальцем в видеодоказательстве показываешь ее скудость, а потом еще три раза пробивается дно граммов… Рестораторы не понимают, что удержание цены правильная политика, но важнее ощущение на выходе! Сумма всего, что с вами происходило в ресторане. Кто работает с этой фиговиной – успешные, хорошие, стабильные, честные. А размер блюда в тарелках - важная часть впечатлений!
Ресторанный бизнес стал чуточку меньше бизнесом. Дело не в ограничениях, дело не в сокращении потока гостей, а даже десять процентов - это снижение прибыльности на треть! Дело не в инфляции, очевидно самой большой за пять лет, не в подорожании продуктов в среднем до 50%, а в отличии от других кризисов, дополнительно увеличилось в цене все, от фанеры до бытовой химии - за два года – более 70%. Новый ресторан «Двадцать лямов», выглядит как тот, что раньше назывался «Двенадцать лямов». Дело не в локдаунах, благо, небольших, а в нервозности. Просто ресторанный бизнес стал одним из самых «опасных», непредсказуемых для инвестора. И людей в нем. Дело в персонале. Никогда не было такого дефицита, никогда за всю новую историю общепита не росли настолько зарплаты. Причем, первое не менялось от второго. Да, рынок рынком, но одновременно противостоять всем факторам – конкуренции за людей, требованиям вакцинации, отъезду мигрантов, а это почти треть!
Развитие фуд-моллов: за два года увеличились площади вдвое, и в планах еще столько же открыть. Нужны они сейчас или нет, но там должен кто-то работать! И доставка, что так манила в период локдауна, казалась спасением, стала частью жизни гораздо бОльшего числа граждан. Но это иная культура: это не поход в ресторан, как место отдыха, это получение калорий, и без бара. А значит, доставка приносит в три раза меньше маржи. Дело не в отдельных факторах, дело в сумме. Все равно, открытий не стало меньше, а значит, вам и дальше слушать про них передачу Бориса, который живет в интернете.