Главный тренд года – конечно, дефицит. Во-первых, если бы не отсутствие машин – в 2021 году был бы реальный шанс выйти на докризисные продажи уровня 2010 года. Во-вторых, не было безумия с ценами: по статистике производители подняли цены в среднем на 23%, а дилеры прибавили к ним еще 15. Итоговая инфляция – почти 40%.
А теперь самое удивительное – подобный рост цен на авто не остановил покупателей. В 2021 году средняя цена новой машины превысила 2 млн рублей, при этом россияне потратили на их приобретение свыше 3 триллионов. Это абсолютный рекорд за всю историю. Откуда при падающих доходах у наших людей столько денег, сказать сложно. Списать все на кредиты не получится: количество выдач почти не изменилось, а сумма выросла только на треть.
Теперь к самим машинам. В этом году кроссоверы окончательно захватили российский рынок – их продажи превысили 51%. 17 автокомпаний полностью перешли на продажи паркетников, еще столько же готовы это сделать. Единственная компания, у которой спрос на подобный класс не превышает 20% - родной «Автоваз». Лада – это, в первую очередь, Гранта и Веста.
Ударными темпами наш авторынок покидает разнообразие. За последние 7 лет автолюбители лишились 140 моделей. Хоть какой-то выбор классов и кузовов остался только в премиуме. Масс-маркет предлагает покупателю главным образом небольшой седан и три-четыре кроссовера.
Ну и не обойтись без электромобилей. Рост их продаж в России составил аж 250%. Правда, если считать в штуках - это капля в море. В лидерах Тесла, Порше и Ауди. Цены на электромобили запредельные, так что у нас это по-прежнему игрушка очень богатых людей.
Что ждут автоэксперты от 2022 года? Если честно, ничего хорошего! Как минимум до лета. Ситуации с ковидом, дефицитом и инфляцией практически не прогнозируется. Пока игроки автобизнеса живут на терпении людей и их сбережениях. Если они закончатся, у авторынка есть все шансы попасть в коллапс.