Очень быстро люди поняли, что ароматические вещества, делающие человеческое тело привлекательным, можно использовать как средство обольщения. Именно им, по легенде, и воспользовалась покидающая Марка Антония Клеопатра, приказав облить паруса своих кораблей пленительными духами, чтобы ветер донес аромат их до любовника.
По мнению Луки Турина — величайшего парфюмерного химика и критика: «Секрет запаха входит в ряд элитного круга тайн, таких как происхождение жизни, анестезии и исчезновение динозавров». Духи — сложные смеси натуральных и синтетических веществ. Они отличаются богатством звучания и стоят весьма дорого.
Сегодня парфюмерный̆ рынок принято рассматривать через пирамидальную структуру. Ее вершину, где располагается кластер селективной̆ парфюмерии, формируют небольшие (по индустриальным меркам) организации, во главе которых чаще всего стоит парфюмер. В основании пирамиды - массовый̆ парфюмерный̆ рынок. Здесь правила игры диктуются глобальными компаниями, имеющими в своих портфелях сотни парфюмерных брендов. Кстати, в магазинной цене парфюма менее 3 процентов приходится на сам запах. Остальное — упаковка, реклама и маржа.
Так почему же при такой экономике продукта парфюмерия остаётся истинной роскошью? Оказывается, наша способность чувствовать и распознавать запахи — это генетическая особенность вида, которую можно развивать и совершенствовать, как игру на фортепиано. А парфюмерия — сложное произведение искусства, которое можно бесконечно декодировать и интерпретировать. Это делает духи настоящей роскошью для пытливого ума. Причем значение имеет не только сам запах, но и визуальные составляющие — флакон и коробка, история парфюмерного дома и легенды с ней связанные, привлекательность названия — имя собственное духов, вызывающее ассоциации, коммуникации, формирующие образ духов.
«Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное: Герлэн, Шанель номер пять, Мицуко, Нарсис Нуар, вечерние платья, платья коктейль…» — Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».