После Нового года - между постами Рождественским и Великим – в Зимнем дворце, как правило, проводилось около четырёх маскарадов. Вход на них был бесплатным - раздавалось либо рассылалось до десяти тысяч пригласительных билетов. Однако откликалось на них не больше пяти тысяч гостей̆. А на званый ужин после маскарада — и того меньше.
Немалые усилия и затраты в XVIII веке предполагала подготовка к маскараду. Шитье карнавального костюма было делом чрезвычайно ответственным и требовавшим изобретательности. Зачастую средства для оплаты карнавальных нарядов выделялись из казны. Так, в 1739 году императрица Анна Иоанновна устроила большой̆ народный̆ маскарад, одновременно с которым происходил костюмированный̆ бал во дворце. Для придворного праздника фрейлинам пожаловали 600 рублей̆ на «мушкарацкое платье».
Во второй половине XVIII века в качестве карнавального платья входит в моду национальная одежда. Русский̆ сарафан и кокошник становятся, в известной̆ степени, и атрибутом женского идеала, который̆ реализуется не только в маскарадном костюме, но и в изобразительном искусстве. Карнавал зачастую напоминает некую выставку «одежд, носимых в данное время различными обитателями Российской империи» и, казалось, позаимствованных из фолиантов Академии наук.
Кстати, в помощь тем, чья собственная фантазия не могла справиться с нелегкой задачей выбора костюма, специальные печатные издания, посвященные маскарадному костюму, публиковали гравированные рисунки самых разнообразных нарядов — от всевозможных этнографических до исторических и театральных.
В журнале «Собеседник любителей российского слова» в 1784 году была напечатана интересная статья с описанием туалетов гостей одного из карнавалов: мужчина был «в розовой домине... с дамою, одетою лягушкой».
А еще в регламент великосветских маскарадов включались роскошное убранство дворца, иллюминация, в том числе салюты и фейерверки, театральное представление и дорогой ужин. В 1907 году Николай Степанович Гумилев писал о маскараде:
Бродили с драконами под руку луны,
Китайские вазы метались меж ними,
Был факел горящий и лютня, где струны
Твердили одно непонятное имя.