Однако самой страстной поклонницей бриллиантов была Екатерина II, которая ввела моду игру в карты на сверкающие кристаллы. Делая ставку, игрок серебряной ложечкой отвешивал бриллианты из стоящей перед ним специальной табакерки. «Как весело играть в бриллианты»! — отмечала императрица в одном из своих писем. — «Это похоже на «Тысячу и одну ночь».
Именно Екатерине II мы обязаны созданием Большой императорской короны. Авторы шедевра - ювелиры Георг Фридрих Экарт и Иеремия Позье. Первый отвечал за конструкцию, второй специализировался на работе с алмазами. Для украшения короны было использовано более пяти тысяч камней: 75 жемчужин массой 763 карата и почти пять тысяч индийских алмазов и бриллиантов, чей совокупный вес составил 2858 карат. Венчает корону большой красный камень — шпинель, весом почти 400 карат, который тогда считали рубином.
Большую императорскую корону надевали по самым торжественным случаям, а изображение использовали на всех геральдических знаках. Ее возлагали на голову всех императоров России вплоть до 1917 года. После октябрьской революции ювелирные шедевры Романовых начали распродавать. К счастью до продажи Большой императорской короны дело не дошло. А с 1991-го она является неотчуждаемой государственной собственностью, вывоз которой за территорию Московского Кремля запрещен специальным законом.
К 250-летнему юбилею Большой императорской короны и 400-летию дома Романовых мастера «Смоленских бриллиантов» сделали её реплику. При этом было использовано свыше 11 тысяч якутских алмазов. Страховая стоимость короны составила 100 миллионов долларов.
И ещё одна милая подробность. «Бриллиант». Именно так звали серого «в гречку» коня, верхом на котором 33-летнюю императрицу в день ее коронации изобразил Вигилиус Эриксен на картине «Портрет Екатерины II в гвардейском мундире».