Обвал авторынка после ухода иностранных брендов и мгновенный дефицит вызвал, как следствие, огромную инфляцию. А если говорить точнее – анархию: сохранившиеся дилеры давно забыли о существовании официальных прайс-листов и продают машины с двух-трех и даже четырехкратной наценкой. Дошло до того, что даже часть государственной субсидии продавцы забирают себе.
Побороться с этим решили в Госдуме, внеся проект поправок в закон о торговле, запрещающий продавать авто дороже официальной цены и навязывать какое-бы то ни было допоборудование. Игроки индустрии предсказуемо отреагировали отрицательно. Однако их доводы, увы, придется признать убедительными.
На текущий момент дефицит новых автомобилей в России составляет порядка миллиона единиц в год. Компенсировать такие потери ни российские, ни даже китайские производители в ближайшей перспективе не смогут. А это значит, что введение жесткого потолка цен неминуемо приведет к тому, что все доступные квоты по сговору с дилерами заберут богатые перекупщики. Простые автовладельцы будут ждать заказанные авто годами как в СССР, а доступные на черном рынке машины станут еще дороже нынешних.
Не на стороне простых граждан и другие сферы автобизнеса. Страховые компании продавили изменение (читай увеличение) коридора стоимости ОСАГО на 26%, а Союз автосервисов пытается юридически отказаться от восстановительного ремонта после ДТП. Проблемы с поставками на рынке запчастей привели к тому, что СТО порой не могут качественно и в срок выполнить ремонт, а платить за это неустойку не хотят.
В итоге складывается ситуация, когда простой автомобилист не может купить новую машину из-за дефицита и несоизмеримо выросших цен, не может быть уверен в качественном ремонте, а также в том, что в случае беды его защитит страховая компания. При этом ежегодно покупать недешевую страховку и платить транспортный налог он обязан по закону. А еще платить проценты по кредиту.
Выход из ситуации пока видится только один: стахановскими темпами насыщать российский рынок машинами. Но и тут пока всё непросто. Российские автозаводы пытаются заменить иностранные комплектующие, а китайские партнеры побаиваются вторичных санкций США. Итог: аккуратные заявления, что все более-менее наладится году к 2025-27-ому. А пока надо потерпеть. Что же, это русский народ умеет и регулярно практикует.