Исаак Ньютон открыл цветовой спектр и создал новый цветовой порядок. В нем не было места для белого и чёрного. Почти на триста лет физики убедили всех, что хроматического статуса у белого цвета нет. Художники это поправили.
Белый — цвет победы и справедливости. Он доминирует в библейских текстах, где Христос восседает на белом коне. В белом — все ангелы, как и агнец. И это неслучайно. Белизна одежд из шерсти и льна достигалась сложными процессами обесцвечивания с помощью солей виннокаменной кислоты или растений семейства мыльнянок. Процесс был дорогим, а одежда недолговечной, ибо расползалась от отбеливания.
Поэтому наибольшее восхищение в древности вызывают снег, шерсть агнца и молоко. Снег — символ чистоты, сияния, красоты. Он оплодотворяет землю и крайне редок в Палестине, Сирии и Италии. А всё, что редкое, — роскошь. Шерсть агнца соединяет в себе белизну и нежность. Её предназначают для жертвы. Молоко — это первая еда человека с момента его рождения. Таким образом, достаток снега, агнца и молока — знак богатства и небывалого счастья!
Четвёртый символ появляется в Средневековье. Это лилия — цветок par excellence, чистота и девственность. Но чаще — атрибут могущества и верховной власти. Стилизованная лилия становится спутником монархии сначала в Византии, а потом и в Западной Европе. Её можно увидеть на скипетрах, коронах, мантиях, на всех внешних знаках королевской либо императорской власти. А благодаря Людовику VII, провозгласившему Пресвятую Деву Марию покровительницей французского королевства, лилия — не только цветок государственной власти, но и христологический символ.
С XVI века и до Великой французской революции одежда сияющего белого цвета — привилегия высшей знати. Только она может позволить себе роскошь носить белую одежду.
А связало два цвета, черный и белый, изобретение книгопечатания. И почти сразу возник черно-белый мир слов, которые умеют читать немногие. Ибо книга почти всегда — роскошь. Требуется специальное обучение, чтобы понять написанное.
С конца XVIII века белый цвет становится символом опрятности, а потом и здоровья. Врачи и медицинские сёстры — прямое тому доказательство. И только в XIX веке появляется мода на белое свадебное платье, которую так уверенно ввела королева Виктория.
«Безмолвие белого… полно возможностей», — писал Василий Кандинский. И роскоши, добавим мы.