Первоначальный источник сложностей — само собой, коронавирус и его последствия. Перекрытые границы и остановленное сообщение разорвали цепочки поставок комплектующих. Российские автозаводы, уже дважды за последние 10 лет переживавшие в нашей стране экономический кризис, решили не испытывать судьбу, и для подстраховки резко сократили производство, заодно сэкономив и детали.
Но долгосрочные прогнозы не оправдались: уже к осени 2020 года грузовое сообщение в целом восстановилось, а вслед за ним пришел и отложенный спрос покупателей. Только вот незадача: отправка в мировом масштабе работников на удаленку привела к резкому и небывалому спросу на мобильную компьютерную технику, в основе которой микрочипы.
В 2020 году оказалось, что производством полупроводников на планете занимаются по факту две компании, которые контролируют более 50% этого рынка. А поскольку микрочипы повсеместно используются и в производстве автомобилей, дефицит усугубился кратно.
Ситуацией воспользовались ушлые дилеры, которые сначала начали навешивать на товарные машины доп.оборудование, а затем установили на это доп.оборудование безумные цены. Сотрудники центров открыто говорят, что без доплаты в полмиллиона-миллион купленную машину не отдадут.
Дошло до того, что один из дилеров Kia в Петербурге просто переписал заводские прайс-листы, умножив цены на полтора. Самое печальное, что все это происходит при полном одобрении штаб-квартир иностранных автобрендов. Представители компании Kia прямо ответили журналистам, что в условиях рыночной экономики влиять на торговую политику дилеров они не в праве.
Мириться со звериным оскалом капитализма автолюбители не захотели и закидали жалобами народных избранников, первым из которых отреагировал депутат Госдумы Иван Сухарев. С его подачи были отправлены запросы на проверку деятельности автокомпаний в Минпромторг, ФАС и Роспотребнадзор. Что из этого получится, сказать сложно. Однако многие дилеры уже объявили, что никаких новогодних скидок этой зимой точно не будет.