Экспозиция из Поднебесной, занявшая солидные территории на выставке в Париже, блистала во всей красе, выдавая по три-четыре премьеры от каждого автобренда. Если раньше европейцы над китайскими машинами смеялись или подавали в суд за дизайнерский плагиат, в этом году топ-менеджмент мировых автобрендов, покусывая губы, не скрывал своего раздражения.
Не выдержал глава американо-европейского концерна Stellantis Карлос Таварес, который и стал выразителем мнения западного автобизнеса. Сложно представить, но один из идеологов свободной конкуренции и открытого рынка призвал власти Европы освободить ЕС от соперников из Азии заградительными пошлинами. А самое удивительное, что примером для внедрения в демократической Европе эффективной протекционистской политики господин Таварес признал методы коммунистического Китая. Так и хочется сказать: вот это поворот!
Откровения главы Stellantis на этом не закончились. Господин Таварес поставил под сомнение и реализацию плана перехода на экологические нормы Евро-7. А если цитировать прямо, топ-менеджер предложил о них забыть, как о невыполнимых. Причем, к электрическому будущему автопрома Карлос Таварес призвал относиться разумно, называя его не самым идеальным вариантом развития отрасли.
Все вышеперечисленное, очевидно, является следствием мирового геополитического кризиса, а если быть еще точнее – лишения Европы дешевой энергии из России. Наша страна сейчас перераспределяет потоки как раз в Азию, резко повышая конкурентные преимущества производителей восточного региона. Подтверждение этого неожиданно пришло из Британии: по данным издания Times немецкий концерн BMW из-за неподъемных цен на энергию закрывает свой завод в Оксфорде и переносит его – правильно! – в Китай. Той же дорогой идет и Volkswagen, который расширяет деятельность в Азии и отправляет производство «Шкод» во Вьетнам.
Очевидно, что мировой рынок уже даже не на пороге, а в процессе глобального перестроения. Процесс этот явно будет болезненным и не быстрым. Что касается автомобильных тенденций, то многие прогнозы, актуальные еще год назад, уже можно смело отправлять в мусорное ведро. И Европа тут не исключение. Как это уже назвали экономисты «обезжиривание» Старого Света приведет не только к мировой производственной миграции, но и к пересмотру всех планов по электромобилизации. То ли еще будет.