Ключевой тезис: за десятилетие активного продвижения электротранспорта в России, в том числе на государственном уровне, на хоть какой-то коммерческий масштаб это сегмент так и не вышел. По всей стране сегодня катается около 50 000 электромобилей, а ежемесячные продажи составляют около тысячи единиц. На фоне почти 50 миллионов легковых авто, зарегистрированных в России, это даже не капля, а молекула в море.
Главный стопор развития — запредельные цены. За всё время ни одного по-настоящему народного электрокара ни в мире, ни в России так и не появилось. У нас последним подтверждением этого стал выход коммерческого электрокаблучка Lada e-Largus. За машину, конструкции которой стукнуло двадцать лет, АвтоВАЗ попросил без малого четыре миллиона рублей. В сети тут же прикинули, что, если на чуть подержанную Tesla Model 3 поставить фаркоп и прицеп, она окажется вдвое практичнее и втрое круче, при этом дешевле «Лады».
Еще одна проблема — зарядная инфраструктура. Как оказалось, с таким количеством электромобилей окупить её практически невозможно. Если в столицах и городах-миллионниках еще есть какой-то спрос на установку станций зарядки, то даже в ближайших областях уже нет. В результате по требованию властей энергетические компании «зарядники» устанавливают принудительно, причем иногда там, где ими вообще никто не пользуется.
Тает на глазах и главное преимущество электричества — стоимость зарядки. Бесплатный экспериментальный период почти везде давно закончился. А берут сегодня на терминалах в Москве и Питере около 20 рублей за кВт*ч. При «расходе» среднестатистического электромобиля в пересчете на рубли это равносильно 5 литрам бензина на 100 км. То есть, при вдвое большей цене самого электрокара затраты на его зарядку уже сравнялись с содержанием небольшого хэтчбека с экономичным ДВС.
На этом фоне в нашей стране второе дыхание открылось в продажах гибридных моделей, но не простых, а с последовательной системой силовой установки. Напомню, это электромобили, на борту которых находится бензиновый мотор-генератор. Такие авто имеют характеристики спорткаров при минимальном расходе, а зарядная инфраструктура им вообще не нужна. Правда позволить себе подобные машины пока, опять же, могут только обеспеченные россияне. Но вектор в стране, которая занимает лидирующее место в мире по запасам углеводородов, кажется, начал возвращаться в правильную сторону.