Ключевой тезис — санкционный кризис 2022 года удалось преодолеть. Россияне не остались без машин — теперь поголовно китайских, а почти все брошенные автозаводы с разным успехом перезапущены с новыми продуктами. Однако ключевая проблема автопрома осталась — тотальная технологическая зависимость. По признанию директора Центра анализа и прогнозирования автомобильной отрасли НАМИ Александра Горчакова, отечественные производители за потребностями авторынка категорически не успевают. Из 700 критических автокомпонентов за два года удалось заместить меньше половины. Остро не хватает станков и оборудования, а также профильных кадров, в частности, инженеров.
Эксперты сходятся во мнении, что злую шутку с отраслью сыграла помощь Китая. После санкционной атаки Запада первоначально отечественный автопром и ответственные за него лица воспряли духом возрождения, однако через некоторые время стало понятно, что возможностей для этого немного, а коммерческого смысла практически нет — всё, что нужно, у отечества уже есть и не очень дорого. Одна проблема: отечество не наше.
Китайские бренды заняли 50% нашего рынка. Ещё 30% — у российских производителей и менее 20% — у остальных. Вроде бы не так и плохо, если бы не одно «но»: в деньгах пропорции другие. На отечественные бренды приходится всего 10-12% капитала, а почти 90% — деньги, который уходят за рубеж. Проще говоря, если раньше Россия финансировала автокластер Европы, Японии и Южной Кореи, то сегодня эти ресурсы аккумулирует Китай.
Производители Поднебесной крайне неохотно инвестируют в российское производство — невыгодно. Не хватает ни масштаба нашего рынка, ни технологий. Например, для штамповки кузовов китайских машин из отечественной стали нужны штампы, которые есть только у Южной Кореи. Кроме того, в самом Китае кризис перепроизводства, а потому вкладываться ещё куда-то азиатским соседям неинтересно. В результате часть продукции Россия закупает напрямую, а часть субсидирует для того, чтобы у Китая был хоть какой-то интерес работать в России.
Эксперты сходятся во мнении, что автомобильная промышленность России требует серьезной трансформации. Прошлая рыночная парадигма в новых реалиях работает с трудом. Всё чаще говорится о необходимости выстраивания четкой промышленной политики и стратегического планирования производства с возрождением всей технологической цепочки. Слышат ли экспертное сообщество в высоких кабинетах, узнаем в ближайшую пятилетку.