Ужас в глазах и конец света в мыслях у большинства игроков автобизнеса прошел. Автосалоны ушедших брендов с удовольствием поделили на троих Haval, Chery и Geely. Это теперь 40% российского авторынка, а вместе с АвтоВАЗом все 80. С производством сложнее – потери реального сектора до сих пор составляют 70% от результатов 2021 года. Восстановление идет очень тяжело по причине того, что китайские автоконцерны из-за санкций весь год боялись активно инвестировать в нашу страну.
В марте этот вопрос, судя по всему, решился: теплый визит в Москву Си Цзиньпиня – однозначный сигнал азиатскому бизнесу брать курс на сближение. Все обещанные год назад китайские бренды вышли или готовятся выйти на наш рынок, а брошенные заводы потихоньку осваивают новые марки из Поднебесной. Из последнего: подмосковная площадка Mercedes, скорее всего, отойдет премиальной марке «ХунЦи», обсуживающей компартию КНР – очень символично.
Параллельный импорт занял 8%. Скромно. Дилеры более-менее освоили «серые» каналы поставок и даже пытаются давать собственную гарантию. Правда удовольствие недешевое – только логистика в обход санкций обходится иногда около миллиона рублей. Чуть лучше ситуация на Дальнем Востоке: впервые в истории Россия заняла первое место в мире по закупкам автомобилей из Японии - местные перекупы вывозят оттуда все подряд.
К реальности возвращаются ответственные чиновники. Дмитрий Медведев признал, что с ценой на «Москвич» перегнули – машину пока покупают в основном госведомства. Есть надежда, что тонкий намек поймут правильно не только в столице, но и в Петербурге, где к запуску китайских «Лад» готовится бывший завод Nissan. Еще одна перегретая сфера авторынка – дорогущие электромобили. Хотя продажи и выросли на треть, за пределы погрешности не вышли – жалкие полпроцента от общего объема. Опять же, поможет государство – на развитие в 2023 году заложено почти 2,5 млрд рублей. Зачем - пока загадка.
В целом, от паники - всего за год! - игроки рынка перешли к умеренному оптимизму. Еще большего падения продаж и производства машин эксперты не рассматривают. Ну а с лета вместе с «Вестой» должен полноценно вернуться в строй АвтоВАЗ, который закроет дыру в сегменте около миллиона. Всё, что дороже, уже точно отойдет Китаю. В отрасли даже шутят, что над пригнавшими «в серую» «Тойоту» или «Фольксваген» скоро будут смеяться – мол, есть же нормальные машины: «Чан Ань», «Дун Фэнь» или «ХунЦи».