Татьяна Копылова: Леонид, как вы в целом оцените этот год для производителей косметики, в том числе и натуральной? С какими потерями и приобретениями вы его заканчиваете?
Леонид Леврана: Год действительно был непростой, но жаловаться нет смысла, потому что мы в любом случае растём. Я думаю, что по итогу года на 30-40% мы вырастем.
Татьяна Копылова: В целом отрасль пострадала? Больше тех, кто выжил или больше тех, кто не выжил, если грубо говорить?
Леонид Леврана: Если грубо говорить, то отрасль, конечно же, чувствует себя прекрасно. Есть те, кто заявляют, что они выросли в два раза и больше.
Татьяна Копылова: Всё благодаря санкциям?
Леонид Леврана: И санкциям в том числе, но и лояльность к российским производителям сейчас на первом месте. Со всех самых высоких постов говорят «покупайте российское». Цены выросли, но они выросли, потому что в прошлом году выросла себестоимость продукции. В этом году спасает, что курс держится на более-менее лояльном уровне для российских производителей.
Татьяна Копылова: А какие-то конкретные меры поддержки ощутили на себе?
Леонид Леврана: Пришло письмо из фонда развития предпринимательства Санкт-Петербурга о том, что сейчас они открыли так называемую производственную ипотеку. Выделяют деньги на покупку недвижимости дают до 500 млн. под 1% годовых. Мы в данный момент очень активно ищем какую-нибудь площадку, может быть, и прикупим.
Татьяна Копылова: Ещё в марте вы предложили коллегам забыть о конкуренции и объединиться в Союз ONE. Что из этого получилось, и какие перспективы развития союза?
Леонид Леврана: Действительно, мы всё лето с коллегами работали, писали стандарт.
На сегодняшний день у нас есть готовый российский стандарт для натуральной органической косметики. У нас независимый орган по сертификации. В этом качестве выступила армянская компания, она аккредитована во всем мире как эксперт.
И на сегодняшний день у нас есть пять учредителей союза, и к нам сейчас ещё две компании присоединились. Я думаю, что как только мы начнём запускать сертификацию по стандарту, то будет больше участников, потому что в принципе интерес есть. Мы недавно собирались на закрытой встрече, в числе онлайн-слушателей было 70 активных компаний.
Татьяна Копылова: Выращивать сырье вы также продолжаете в России?
Леонид Леврана: Абсолютно верно. Мы в этот год успели у себя за полярным кругом в Кандалакше вырастить ромашку, календулу, тысячелистник. Собрали дикорастущие листья брусники, багульник, водоросли. Основное, что сделали — это мы перепахали 22 гектара земли, то есть, подготовили их под посев на следующий год.
Татьяна Копылова: Но при этом производство вы переносите в Сербию?
Леонид Леврана:
Мы своё производство не переносим Сербию, мы хотим сделать вторую площадку в Сербии.
Мы планируем перевести туда часть оборудования, но это не то же оборудование, которое задействовано на сегодняшний день на нашем производстве, а то оборудование, которое мы с нуля произведём, либо купим, и туда просто переместим. Уже есть понимание, кто у нас в производстве готов ездить, условно говоря, вахтовым методом на несколько месяцев приехать, контролировать и так далее. Но ни о каком переезде, конечно, речь не идёт, это смешно! Чем удобна Сербия как площадка? Это абсолютно лояльное к России население, и к русскому учредителю, лояльное государство, плюс оно находится в сердце Европы, и у них зелёный коридор по поставкам своей собственной продукции как в Россию, так и Евросоюз. Поэтому эта площадка нужна в принципе с ориентацией не столько даже на Сербию, а сколько на западные рынки.
Татьяна Копылова: То есть таковы ваши планы на 2023 год: выход на международные рынки?
Леонид Леврана:
Планы — все-таки ещё расширить своё присутствие в России, потому что мы на сегодняшний день не везде представлены.
Да, мы сделали большие шаги в этом году, но остаётся ряд федеральных сетей, которые ещё почему-то думают о запуске нашей продукции на своих полках. Есть план выйти на западный рынок. Все-таки у нас там есть предоплаченная отсроченная выставка, это CosmoProf в Болонье. Думаю, что мы весной там все-таки выступим, прощупаем рынок.
Татьяна Копылова: Как думаете, какие перспективы у вашей отрасли в 2023 году? Это будет продолжение какого-то роста или будет стагнация, когда все замрут в ожидании?
Леонид Леврана: Если взять сегмент сетей эконом-класса, то перспектива такая, что рынок будет требовать все более дешёвой продукции. Но никуда не делся покупатель, который был нацелен на средний сегмент, на люкс. Я думаю, что год будет очень сложный, мне очень не хотелось бы, чтобы этот год был как 2021-й год. Двадцатый пандемийный год был сложный, было глубокое недопонимание того, что вокруг происходит, в принципе, как сейчас. Но в целом год заканчивался очень успешно, была куча кэша на счетах, и все производители были очень довольны. А уже в 2021 году схлопнулись рынки сырья, всё выросло в цене ещё сильнее, произошёл рост себестоимости, и, соответственно, снижение маржинальности бизнеса и т. д. Не очень хочется, чтобы следующий год был такой, потому что есть пугающие перспективы по запрету импорта, по транзиту российских грузов по территории Евросоюза. Даже бог с ним, с этим транзитом, вопрос в этих пугающих санкциях, которые они вводят внутри своих стран, и что за обход санкций штраф до 5% годового оборота. Это немножко смущает… Будут ли нам вообще продавать сырье?