Драйверами роста стали накопительное страхование жизни, а также инвестиционное страхование жизни, в которых сумма премий оказалась максимальной за всю историю наблюдений. При этом чистая прибыль страхового рынка по итогам 9 месяцев сократилась. Подробнее о ключевых показателях и вызовах — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с генеральным директором страховой компании «Капитал Полис» Алексеем Кузнецовым.
Максим Морозов: Какие факторы оказывали существенное влияние на работу страховых компаний в 2024 году?
Алексей Кузнецов: Поделюсь последней статистикой, которая пришла из Центрального банка. Хоть сейчас уже конец четвёртого квартала, мы только получили статистику по девяти месяцам.
Вы не поверите, но страховая премия, кроме обязательного медицинского страхования, выросла на 46%. Если по полугодию рост был 20%, то по девяти месяцам — 46%.
При этом добровольное страхование, в котором работает страховая компания «Капитал-Полис», выросло на 16% по России и примерно на 7,5% в Петербурге. КАСКО по России — 22,6%, в Петербурге — 12%. Добровольное медицинское страхование: по России под 30%, в Петербурге — в районе 10%. И самое интересное, рост страховой премии по грузам в России составил 32%, а по Петербургу — 30%.
Максим Морозов: Давайте интерпретируем статистику. О каких тенденциях говорят цифры?
Алексей Кузнецов: Рост продаж автомобилей плюс инфляционный рост приводят к росту страховой премии по КАСКО.
Инфляция влияет и на добровольное медицинское страхование. Сегодня медицинские учреждения очень серьёзно поднимают цены. Такого не было, наверное, лет 10, а может быть, и больше. Естественно, это вызывает рост цен на добровольное медицинское страхование.
Вторая причина в том, что на рынок выходит новый бизнес. То есть у страховой компании появляются не просто новые клиенты, которых раньше не было, а появляются клиенты, у которых не было ДМС. Это связано с ситуацией на рынке трудовых ресурсов. Хотел бы немного сказать о страховании грузов. В этой сфере рост на 30%. Безусловно, также влияет девальвация.
Максим Морозов: Изменение логистики.
Алексей Кузнецов: Безусловно. Усложнение логистики. Влияет инфляция. Сегодня мы также видим, что на рынок выходят игроки-страхователи, которые никогда не страховались ранее.
Когда компании видят сложность логистики, то понимают, что страхование грузов становится насущной, актуальной проблемой.
Максим Морозов: В связи с внешними вызовами, как приходится трансформировать бизнес-модель страховой компании, чтобы оставаться на плаву и зарабатывать?
Алексей Кузнецов: Например, у компании «Капитал-Полис» за 11 месяцев по основным линиям бизнеса наблюдается неплохой рост. Добровольное медицинское страхование — 15%, страхование грузов — 40%. В целом это примерно 16%. То есть мы как минимум не теряем нашу долю рынка. Безусловно, сегодня все уделяют очень большое внимание цифровизации. Это основная общая тенденция на рынке. Мы, например, продолжаем активно развивать концепцию SMART: SMART ДМС, SMART КАСКО. Сейчас в рамках активного использования цифровых технологий разрабатываем концепцию SMART Карго для страхования грузов.
Максим Морозов: В числе основных рисков участники рынка называют возможное снижение рентабельности бизнеса, сокращение страхования жизни в результате налоговой реформы, а также усложнение интерпретации отчётности и трудности в её подготовке после перехода на МСФО 17. В какой мере вы разделяете опасения коллег?
Алексей Кузнецов: В полной мере. Если говорить о налоговых моментах, то теперь налог на прибыль будет 25%.
К МСФО 17 мы относимся очень настороженно. Уже сегодня мы видим, что это в первую очередь приведёт к увеличению издержек.
Это связано с необходимостью закупать соответствующее программное обеспечение, без которого невозможно организовать отчётность. Плюс к этому, безусловно, добавятся дополнительные расходы на актуариев, аудиторов и так далее. Это может привести к серьёзным расходам. Также мы видим, что МСФО 17 будет приводить к увеличению резервирования. Издержки обернутся падением прибыли и уменьшением инвестиционной привлекательности.
Максим Морозов: Они будут вынужденно заложены в тарифы, что в итоге отразится на клиентах.
Алексей Кузнецов: В конечном счёте да. Но не сразу. Я думаю, что какое-то время в большей степени это будет проблема для собственников. Регуляторная нагрузка, которую мы ощущаем сегодня, всё-таки довлеет.