ЦБ 12.10
$96.07
105.11
ММВБ 12.10
$
<
BRENT 12.10
$78.79
7569
RTS 12.10
903.24
Telega_Mob

Алексей Кузнецов: из-за напряженности на рынке труда важность ДМС трудно переоценить

По словам генерального директора страховой группы «Капитал-Полис», добровольное медицинское страхование является одной из наиболее востребованных социальных льгот.
Эксклюзив

Фото: Business FM Петербург

Рост страхового рынка продолжается, увеличение премий наблюдается во всех ключевых сегментах, заявили в Центробанке. Драйверами стали автострахование, некредитное страхование жизни и ДМС. По итогам девяти месяцев чистая прибыль российских страховщиков выросла более чем в три раза год к году, превысив отметку в 382 миллиарда рублей. В результате вновь выросла и рентабельность рынка: рентабельность капитала, по данным регулятора, составила 35,5%, а рентабельность активов превысила 9%. При этом число страховых организаций сократилось, в России работают 133 компании, а доля топ-20 по объёму взносов приблизилась к 90%. Подробнее о предварительных итогах года на рынке — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с генеральным директором страховой группы «Капитал-Полис» Алексеем Кузнецовым.

Максим Морозов: Мы подводим итоги года на страховом рынке. Рост рынка продолжается. Увеличение премий наблюдается во всех ключевых сегментах, существенно увеличился спрос на корпоративные программы ДМС. Регулятор связывает это с желанием работодателей повысить свою привлекательность на рынке труда. Как себя чувствует ДМС в Петербурге сравнительно с общероссийскими показателями?

Алексей Кузнецов: Неплохо, хотя данные Центрального банка, которые анализировал я, показали, что рынок добровольного медицинского страхования именно в Петербурге просел, в отличие от России и Москвы. Это совершенно чёткий диссонанс по сравнению с общероссийскими данными. В целом, если в последние годы очень редко, когда можно было увидеть нового клиента, который никогда не имел добровольного медицинского страхования, то в этом году таких клиентов у нас было несколько.

Рынок труда сегодня достаточно напряжённый, а добровольное медицинское страхование является одной из наиболее востребованных социальных льгот.

Максим Морозов: Чем можно объяснить, что статистика по Петербургу не бьётся с общероссийской? Понятно, что общероссийская — это средняя температура по больнице, и здесь, конечно, стоит опираться на крупные города-миллионники, в первую очередь на Москву, где, кстати, наметился рост 7%.

Алексей Кузнецов: Как известно, есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика. Одна из причин — это влияние проблем с релокацией IT-компаний, с уходом западных компаний, потому что них ДМС было «must have». Для всех остальных — в меньшей степени. Возможно, связано с этим.

Максим Морозов: Какие продукты пользуются наибольшим спросом?

Алексей Кузнецов: Если говорить о добровольном медицинском страховании, это по-прежнему классические продукты, которые включают в себя амбулаторную помощь, экстренную госпитализацию, а дальше уже может дополняться плановой госпитализацией и стоматологией.

Максим Морозов: Как меняется стоимость услуг в динамике? Поскольку понятно, что очень серьёзная общеэкономическая волатильность и не преодолена счёту зависимость от импортных составляющих.

Алексей Кузнецов: Влияние роста цен на медицинские услуги очень сильное, рост продолжается. Это и есть основной драйвер инфляции в добровольном медицинском страховании.

Максим Морозов: Если говорить по другим направлениям, в которых работает группа «Капитал-Полис».

Алексей Кузнецов: У нас три основных линии бизнеса. Это добровольное медицинское страхование, которое занимает почти 70% портфеля, страхование грузов — примерно 10%, и автострахование — тоже примерно 10%.

Максим Морозов: Последние два сильно подвержены влиянию внешней конъюнктуры!

Алексей Кузнецов: Да. Если говорить о страховании автомобилей, КАСКО, (мы не занимаемся ОСАГО), то здесь большое влияние имеет та же самая проблема — рост цен на запчасти. Плюс к этому отсутствие запчастей и рост цен на автомобили. Это негативные факторы.

Что касается страхования грузов, то здесь, как ни странно, во всяком случае для нашей компании, год оказался очень успешным. У нас за 11 месяцев сегмент страхования грузов вырос по сравнению с прошлым годом на 7,4%. Это существенно.

Конечно, это в первую очередь связано с ростом курса доллара, потому что всё в страховании грузов завязано на валюту. И, конечно же, активная переориентация с западных потоков грузов на азиатские потоки. Мы в этом смысле оказались бенефициарами страхования грузов в этом году.

Максим Морозов: Вы сказали, что логистические цепочки перестраиваются — переориентация на Восток. Как в этом смысле трансформируется сама бизнес-модель страховых компаний в связи с тем, что, не секрет, ранее перестраховывались за рубежом, на западных рынках. Теперь западные рынки в основном закрыты. Произошло ли перераспределение на перестраховщиков, которые находятся в так называемых дружественных странах?

Алексей Кузнецов:

Проблема перестрахования — это наиболее острая проблема этого года. Перестрахование в недружественных странах, во-первых, запрещено, во-вторых, я думаю, что они сами, даже если было бы разрешено, не стали этого делать. Что же касается дружественных стран, то они, во-первых, сами не очень хотят этого по разным причинам, а во-вторых, и наши страховщики их немножко опасаются, потому что были прецеденты: деньги получать любят все, а платить, когда приходит время, — не очень.

Поэтому проблема сейчас усугубляется. Во многом все перестраховочные потоки замыкаются на Российскую национальную перестраховочную компанию. Это означает, что страховые компании страхуют разнообразные риски, прежде всего, имущественные риски, грузы. При этом всё это перестраховывается в одной компании. Получается, что на одну перестраховочную компанию сходятся все риски огромной страны, возникает эффект кумуляции. Когда, не дай бог, возникает страховое событие, которое затрагивает несколько объектов, которые застрахованы в разных страховых компаниях, но перестрахованы в одной, может возникать очень большая проблема с выплатами и с убытками, которые будет получать РНПК. Поэтому они стараются каким-то образом себя обезопасить, создавая препоны для других страховщиков в плане перестрахования тех или иных рисков. Это проблема, которую нужно серьёзно решать. Есть только один вариант, как это сделать: либо создать дополнительного конкурента РНПК в России, например, как вариант — Евразийская перестраховочная компания,

Максим Морозов: Как альтернатива.

Алексей Кузнецов: Да. И использование дружественных перестраховочных компаний.

Максим Морозов: Вынужденно ищем плюсы от геополитической ситуации, экономической волатильности. Ухода с рынка зарубежных игроков, уход, приостановка деятельности, смена бенефициаров и так далее — иностранцам сейчас нелегко. Выигрывают ли от этого национальные игроки?

Алексей Кузнецов: В какой-то степени, да, но нужно понимать, что, с одной стороны, уходят собственники страховых компаний, но сами страховые компании остаются. Игроки остаются на рынке, поэтому особого преимущества от того, что западные собственники уходят, я не вижу.

Максим Морозов: Укрупнения рынка также не происходит? За счёт скупки иностранных активов российскими игроками.

Алексей Кузнецов:

Укрупнение рынка происходит само по себе естественным образом. Это наблюдается во всём мире. Финансовый рынок всегда имеет тенденцию к концентрации.

Максим Морозов: Если говорить о внутреннем развитии, о трансформации бизнес-модели, мы с вами говорим, что многие компании развиваются как экосистема. Расскажите, на примере «Капитал-Полиса», вы уже не первый год развиваетесь в формате экосистемы. Какие плюсы, минусы, подводные камни на практике показывает такой формат развития?

Алексей Кузнецов: Мы сейчас очень активно внедряем цифровые технологии через развитие нашей концепции SMART: SMART ДМС, SMART КАСКО и SMART Логистика. В этом году мы полностью закончили формирование нашей концепции SMART ДМС, которая включает в себя три основные составляющие: мобильное смарт-приложение, HR-кабинет и SMART-экосистема здоровья. В этом году мы начали активно работать над концепцией SMART ДМС, разработали Telegram-бот, который помогает застрахованным по КАСКО в случаях, когда происходит ДТП.

Максим Морозов: Что становится конкурентным преимуществом на рынке, когда стоимость денег, варианты перестраховки у всех примерно одинаковые, клиентская база вряд ли увеличивается, все клиенты испытывают примерно одинаковые трудности? Компаниям, тем не менее, нужно развиваться, потому что в уставе написано «извлечение прибыли». Что сейчас становится конкурентным преимуществом страховой компании на рынке?

Алексей Кузнецов: Если говорить о добровольном медицинском страховании — это концентрация на сервисе. Особенно в условиях, когда на рынке труда довольно серьёзный дефицит, привлекать людей довольно сложно, особенно квалифицированных сотрудников, их вообще практически невозможно найти. В этой ситуации мы не ставим задачу роста продаж, потому что рост продаж всегда связан с необходимостью набора новых сотрудников. Сегодня мы выстраиваем стратегию, направленную на сервис. Начали мы с того, что провели несколько стратегических сессий, на которых переформулировали нашу миссию. Впервые она появилась в 1997 году, когда я вернулся из своей первой бизнес-стажировки в Америке, но она была достаточно длинная, даже мне было сложно её запомнить. А, как пишут в книгах, если вы не можете сформулировать миссию кратко — это не совсем правильно.

Мы сформулировали нашу миссию следующим образом — «сохранять благополучие». Благополучие — это блага, которые человек и бизнес получают с течением жизни — это здоровье, это имущество. А страховая компания помогает сохранять, когда человек теряет имущество или здоровье, помогает вылечиться или компенсировать расходы, которые понесены в результате потери имущества.

Сегодня это наше основное направление, то, на чём мы будем концентрироваться. Нам не нужно много клиентов, нам нужно ровно столько, сколько позволит зарабатывать необходимый уровень прибыли и обеспечивать клиентам уровень сервиса, на который они рассчитывают.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Веками люди наделяли её мистическими свойствами в надежде вернуть молодость и красоту.
Впереди Новый Год, а значит, праздничные встречи с родными, друзьями и коллегами, где каждая хотела бы выглядеть на 100%. О косметологических процедурах,…
«Путешествия развивают способность смотреть на мир по-другому», – считал известный американский писатель Генри Миллер. Приезжая в другую страну, мы знакомимся…

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.