Максим Морозов: В конце марта в ходе совещания с правительством Владимир Путин призвал добиться того, чтобы на жилищный рынок выходили новые объекты, а граждане, российские семьи имели реальную возможность приобрести жилье, в том числе с помощью ипотеки. Как меняется состояние рынка недвижимости в динамике, какие факторы оказывают наибольшее давление на рынок сейчас, в моменте?
Михаил Гущин: Безусловно, влияние на рынок недвижимости оказывает макроэкономическая ситуация в целом. Если говорить о негативных факторах, то это нестабильность рубля, высокая ставка Центробанка, но мы уже увидели её снижение с 20% до 17%. Ещё из негативных факторов — ставка не только по ипотеке, но и ставка проектного финансирования для девелоперов, ставка на приобретение земельных участков, которая также негативно влияет.
Максим Морозов: Тем не менее, есть и поддерживающие отрасль факторы, которые вселяют оптимизм.
Михаил Гущин:
Как ни странно, мы верим в курортную недвижимость, которая будет развиваться в Российской Федерации. Мы даже открыли отдельное направление внутри компании.
Это, с одной стороны, Курортный район Санкт-Петербурга, который является традиционным местом отдыха, с другой стороны, мы очень внимательно смотрим на южное направление, на Сочи, Геленджик, Анапу – по сути, на все побережье Черного моря – и готовы реализовывать там проекты апарт-отелей. Второй позитивный фактор — фактор капитала внутри страны. Для отрасли недвижимости это достаточно большой плюс.
Максим Морозов: Как в новых условиях меняются предпочтения покупателей недвижимости для себя и в инвестиционных целях?
Михаил Гущин: В феврале мы увидели достаточно большой инвестиционный спрос на квартиры. Это было понятно.
Люди стремятся сохранить накопления, и недвижимость, как показал ряд опытов, с 1991 года является одним из наиболее понятных активов, которые позволяют сохранить.
С другой стороны, по части проектов, таких, как бизнес-класс, мы увидели ряд приобретений, которые люди совершают для себя, понимая, что себестоимость и цена будут расти, в том числе за счет отсутствия тех или иных компонентов, продуктов, проектов. Сейчас люди стараются купить для себя, чтобы обеспечить себе максимально комфортные условия жизни.
Максим Морозов: Как в этом смысле меняется пропорция продаж?
Михаил Гущин: Мы по рынку Санкт-Петербурга видели большой спрос на инвестиционные квартиры: студии, однокомнатные квартиры. В наших проектах мы увидели большой спрос на проекты с одной и с двумя спальнями в Приморском районе в нашем проекте Ultra City. В то же время, по бизнес-классу сначала была некая остановка продаж, буквально на две-три недели. После этого люди тоже начали активно покупать, причем покупают как очень дорогие лоты, например, в объекте Futurist со стоимостью лота 60-70 миллионов рублей, так и в проекте ARTSTUDIO M103, который является примером инвестиционных апартаментов. Он тоже стал активно продаваться.
Максим Морозов: Какие характеристики, которые закладываются в жилой комплекс или апарт-отель сегодня, могли бы стать их конкурентными преимуществами в будущем?
Михаил Гущин: На мой взгляд, нам нужно улучшать то, что уже есть сейчас в наших проектах: это закрытые дворы, это очень зеленые территории, наличие внутренней инфраструктуры. У нас сейчас во всех проектах появляются спортивные залы, небольшие коворкинги, зоны отдыха для жильцов. Мы делаем так, чтобы человек получал максимальный набор услуг и максимальный набор преимуществ, не выходя из своего дома.
У нас есть очень хорошая история. Мы в пандемию выводили проект «Созидатели», расположенный в центре города. В составе двора есть так называемая «зеленая комната», это небольшое место во дворе, окруженное зеленой стеной из растений, в которое ты можешь зайти и помедитировать, отдохнуть. Мы услышали очень приятную обратную связь от клиентов. Такие зеленые комнаты появятся во всех наших будущих проектах.
Более того, мы там дополнительно сделаем зарядку для телефона, сделаем специальный уличный обогреватель, потому что люди хотят иметь такое место для отдыха.
Максим Морозов: В чем заключается концепция «ART OF…»? Есть «art of creation», «art of architecture» и так далее.
Михаил Гущин: Мы в прошлом году приняли решение, что все проекты, которые будем делать, будут выходить под брендом RBI. Даже если это спальный район, проект должен обладать всеми характеристиками RBI. Мы решили обновить идеологию RBI. Ключевая история – это история искусства, ART. Мы не просто строим дома, а создаем предметы искусства. Появилась концепция «ART OF…», которая состоит из пяти составляющих: творчество, технологии, жизнь, архитектура и комфорт. Она сделана не просто так. Мы выделили, наверное, основные вещи, которые в принципе интересуют человека, когда он живет в каком-то доме, или живет в каком-то месте.