ЦБ 10.08
$60.38
61.55
ММВБ 10.08
$61.94
63.9
BRENT 10.08
$115.54
7291
RTS 10.08
1210.54
Legal to Business_ Mob

ЭДУАРД ТИКТИНСКИЙ: О конкурентных преимуществах девелопера в новых условиях

Фото: Business FM Петербург

Как меняется себестоимость строительства? От чего зависит устойчивость девелоперской компании? Что в новых экономических условиях становится конкурентным преимуществом на рынке? И какой эффект дают инвестиции в развитие корпоративной культуры? Эти ключевые вопросы шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с президентом Группы RBI Эдуардом Тиктинским в проекте «Искусство девелопмента: опыт RBI».

Максим Морозов: Здравствуйте, Эдуард!

Эдуард Тиктинский: Здравствуйте!

Максим Морозов: Как в связи с введением санкционного режима меняется себестоимость строительства? Всех сейчас волнует ситуация на рынке, себестоимость строительства и цена конечного продукта — квартир и апартаментов.

Эдуард Тиктинский: Если говорить на начало года, то за 2021 год себестоимость уже выросла процентов на тридцать. После начала санкционных действий виден скачок еще процентов на тридцать. Но пока очень сложно делать заключения. Колоссальный скачок был, например, по арматуре, по импортным позициям, но мы сейчас активно работаем над импортозамещением. Думаю, что рост себестоимости будет довольно значимый.

Максим Морозов: С какими вызовами столкнулись руководители девелоперских компаний и лично вы, и коллеги? О чем говорят коллеги, с которыми вы общаетесь?

Эдуард Тиктинский:

Это вопрос текущего цикла компании, насколько компания агрессивно развивалась, какой объем кредитных средств, в первую очередь, на закупку земельных участков. В RBI позиция достаточно финансово устойчивая, мы имеем на счетах такое же количество кэша, сколько у нас есть и проектных кредитов.

То есть, в принципе, мы в любой момент можем заместить кредиты кэшем, но в этом нет никакой необходимости. Конечно, ключевым вопросом будет являться платежеспособный спрос. Для RBI ситуация, в целом, сложилась хорошо, потому что подавляющая часть проектов из нашей адресной программы либо заканчивается, либо закончена с готовым товарным остатком, либо есть проекты, которые еще не начаты. В начальной стадии только один проект. Есть десяток проектов, на которые мы сейчас получаем градсогласование и все необходимые согласования для начала строительства. Ближайший наш проект – на улице Миргородской. Мы будем очень внимательно тестировать спрос, прежде чем принимать решение о старте продаж. С учетом того, что Миргородская — это объект в Центральном районе, там сейчас практически ничего нет, мы тоже ожидаем достаточно большой спрос. Понимаем, что, в целом, спрос упал, но уникального предложения тоже очень мало.

Максим Морозов: От частного к общему. Как вы оцениваете эффективность и достаточность мер государственной поддержки строительной отрасли, которые были анонсированы федеральным правительством и правительством Петербурга?

Эдуард Тиктинский: Я бы говорил только о федеральных мерах. Из анонсированного Петербургом пока не анонсировано самое главное —уменьшение административных барьеров, ускорение прохождения градостроительной комиссии, комиссии по землепользованию и застройке. Большой помощью от города было бы, если бы была возможность продолжить работу комиссии по землепользованию и застройке. От города нужны очень решительные действия по уменьшению всех административных барьеров.

Что касается федеральных мер, то здесь две ключевые меры: премьер-министром Мишустиным подписано постановление о дотации процентной ставки до 12%. Это очень серьезный шаг. Вторая мера — это дотация проектного финансирования.

Максим Морозов: Что сейчас, в новых условиях, становится конкурентным преимуществом девелопера?

Эдуард Тиктинский: В ситуации, когда много тревог, очень критичными становятся свободные денежные средства, то есть насколько компания финансово подготовлена, насколько консервативна финансовая политика и насколько компания предоставляет либо уникальный продукт, который клиенты не могут заместить в другой компании, либо насколько он дешевый.

Максим Морозов: Вы произнесли слово «тревоги». Хотелось бы немного поговорить о корпоративной культуре, о важности поддержания командного духа в такое непростое новое время. Какой эффект на практике дают инвестиции в развитие корпоративной культуры на вашем примере?

Эдуард Тиктинский:

Для нас корпоративная культура — это один из столпов нашего бизнеса, также как и консервативная финансовая политика, и премиальный девелопмент, то есть индивидуализация продукта и сервиса.

Один из элементов нашего видения корпоративной культуры — это «компания-друг» для сотрудников, клиентов и партнеров. И сотрудники здесь не зря стоят на первом месте, потому что для нас результат труда получается из интеллектуальных усилий. Внутреннее состояние каждого человека крайне важно. В компании работают два психолога, компания дотирует сотрудникам возможность к ним обратиться, если их что-то беспокоит. В компании практикуются регулярные утренние медитации посредством Zoom, подключиться могут все желающие. Перед обедом – энергетические зарядки, практики-офлайн, несколько практик well-being, то есть качество жизни, семинары, посвященные тому, как справляться со стрессом. Недавно прошло общее собрание, где все вместе занимались прокачкой такого элемента, как доверие. У нас 2022 год — год доверия, поэтому мы очень много внимания уделяем именно этому элементу нашей корпоративной культуры.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Интервью с основателем и генеральным директором компании Levrana Леонидом Леврана.
Компания «Прогресс» — станция техобслуживания «G-Energy Service Колпино» — основана в 2004 году. Занимается комплексным ремонтом и продажей автозапчастей…
Интервью с генеральным директором «Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта» Надеждой Ларионовой.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.