Максим Морозов: Как, в связи с «полузакрытыми» границами и общеэкономическим спадом, меняется востребованность апарт-отелей?
Карина Шальнова: Наверное, можно сравнить ситуацию с той, которая была в 2020-2021 годах. Востребованность есть. Есть востребованность по внутреннему туризму, по корпоративному сегменту. Сейчас мы ведем переговоры с крупными корпоративными клиентами. Есть медицинский туризм, он подрос, нас активно выбирают. Иностранного туриста нет, и фактически корпоративный турист и долгосрочная аренда приравниваются к тургруппам. Бесспорно, наше преимущество в том, что в гостинице для групп – сейчас это внутрироссийские путешественники – не такая большая цена за номер. А в долгосрочной аренде, допустим, на 2-ой Советской улице при ставке в долгосрочной аренде около 3500 на весь период независимо от сезона –сейчас таких цен на тургруппы нет.
Максим Морозов: Карина, как в целом на рынке сказывается приостановка работы некоторых популярных сервисов бронирования?
Карина Шальнова: Это произошел интересный экспириенс. Все площадки бронирования – Expedia, Booking и Airbnb занимали определенную долю в наших маркетинговых инструментах. Но, в связи с тем, что у нас все-таки низко маржинальный бизнес и мы работаем на комиссии, наша задача — сократить количество затрат как раз на каналы OTA (Online Travel Agencies). Нашим абсолютным приоритетом являются прямые продажи. Поэтому, по факту, когда ушли крупные игроки, наша маркетинговая стратегия не изменилась: мы просто перераспределили с ушедших каналов продаж на отечественные площадки и получили такую же загрузку.
Максим Морозов: Как реагируют управляющие компании на ситуацию, в которой доходность апартаментов становится сопоставимой с процентными ставками по депозитам для физических лиц? Если мы говорим о покупке не для собственного проживания, а для инвестирования, то, конечно, потенциальный покупатель выбирает и сравнивает.
Карина Шальнова: Да, бесспорно. Наш инвестор — это консервативный инвестор, для которого главная задача сохранить. Апартаменты показали себя максимально стабильно на действующем рынке, независимо от внешних факторов. Мы увидели, что в 2020-2021 годы и в настоящий момент загрузка есть и она стабильная. Сейчас мы видим на май 90% загрузки! Апартаменты пользуются спросом. Сейчас самый частый вопрос у инвесторов: «Что будет дальше?». Здесь всегда в помощь идет наш личный кабинет инвестора. Мы за открытость, мы хотим, чтобы наши собственники видели, что мы предсказуемо и эффективно управляем их активами. Когда был старт продаж в ARTSTUDIO M103 на Московском пр., 103, мы, конечно же, открыли личные кабинеты и показывали. Так как отель ARTSTUDIO Nevsky работает дольше всех, с декабря 2019 года, инвестор мог посмотреть в долгом периоде, учитывая все взлеты и падения. Мы продали 46% номерного фонда ARTSTUDIO М103. Инвестор был удивлен, что в такие жесткие ограничения, когда были закрыты все границы, мы всё равно показали высокий процент доходности в ARTSTUDIO Nevsky на 2-й Советской. Когда мы подвели итоги 2021 года, я была удивлена. Мы сделали 9,8% доходности по 2-й Советской. Конечно, в сравнении с депозитами в настоящие момент — это несравнимые цифры. Но эти 9,8% будут всегда. Возможно, будет и больше.
Максим Морозов: А зашкаливающие депозиты – в моменте.
Карина Шальнова: Да, абсолютно верно. А недвижимость как была стабильным активом, так и остаётся.