Тем не менее травмы из-за гололёда с начала года получили более 350 человек. Сопредседатель петербургского отделения ОНФ Андрей Рябоконь обратился в Госдуму с предложением лишать лицензий управляющие компании за ненадлежащую уборку снега и наледи с крыш, карнизов и козырьков. Губернатор Александр Беглов, в свою очередь, подчеркнул, что возвращение уборки улиц под управление города позволило усовершенствовать алгоритмы очистки, вывоза и утилизации снега. Своим видением ситуации в интервью шеф-редактору Business FM Петербург Максиму Морозову поделился руководитель департамента государственного администрирования Высшей школы экономики в Петербурге, доктор экономических наук Александр Ходачек.
Максим Морозов: Принципиальный вопрос — почему не удаётся наладить уборку снега в Санкт-Петербурге? Может быть, можно позаимствовать положительную практику у Москвы или других сопоставимых мегаполисов?
Александр Ходачек: На мой взгляд, уборка на основных магистралях была достаточно качественной и быстрой. Совместно с Госавтоинспекцией перекрывались отдельные улицы для того, чтобы быстрее вывезти снег.
Что касается внутридворовых территорий и тротуаров, особенно там, где нет интенсивного движения общественного транспорта: там уборка была плохой. Думаю, это связано с недокомплектом дворников. Дефицит составляет около трёх тысяч человек, а по некоторым данным — около шести тысяч.
Ещё одна причина — это разграничение территорий уборки. Территории закреплены за жилищными агентствами, за комитетом по благоустройству и за управляющими компаниями. В некоторых случаях есть договоры аренды, которые предусматривают очистку тротуаров и прилотковой полосы за арендаторами отдельных помещений. Бывает, что идёшь по тротуару и в одной его части убрано, а в другой — нет. Первое, что нужно сделать, это принять организационные меры, которые касаются информационных щитов.
Необходимо разместить на сайтах, в парадных, в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг информацию о том, за кем закреплена конкретная территория и куда обращаться по вопросу некачественной уборки.
Максим Морозов: Александр Михайлович, вопрос по поводу так называемой «снежной» реформы. Мы находимся в процессе или на стадии её завершения. Суть сводится к тому, что частных подрядчиков отстранили от уборки и всё передали в ведение государственных структур. Как мы знаем из классической экономики, где нет конкуренции, там нет развития и должного уровня качества.
Александр Ходачек: Всё-таки мы получили большое количество техники отечественного производства. Это и тротуароуборочная техника, и небольшая техника, которая работает во внутридворовых проездах. Но самое главное, что сегодня и повысили зарплату, и даже дают служебное жильё во встроено-пристроенных помещениях.
Реформа идёт, но надо согласиться с тем, что она не обходится без существенных изъянов и негативной оценки населения. Должны быть не только организационные меры, но и меры контроля.
Максим Морозов: Вопрос по поводу конкуренции.
Александр Ходачек: Конкуренция не везде хороша. Все, например, ругают 44-ФЗ, который запрещает закупку у единственного поставщика. Ведь одна из причин передачи полномочий в жилищные агентства – невозможность воздействовать на коммерческие организации, которые заключали договор, получали деньги на уборку, но не выполняли работу качественно. Призвать их к порядку было очень проблематично: суды затягивались, улицы не убирались.
Максим Морозов: Некоторые изначально выигрывали конкурс со штатом, в котором были гендиректор и главный бухгалтер, то есть не обладали соответствующими силами и средствами.
Александр Ходачек: Именно. И это касается многих организаций.
Если вы совершите экскурсию по производственной базе жилищных агентств, то увидите тёплые раздевалки, места для приёма пищи, прачечные, большие подсобные помещения и производственные цеха, где происходит подготовка и ремонт уборочной техники. Это совершенно другие условия. Плюс контроль здесь гораздо жёстче. Также предусмотрено и обязательное медицинское страхование, и предрейсовый осмотр водителей и механизаторов.
Так что, я считаю, реформа была правильным решением. Хотя при реформах всегда есть чёрные пятна.
Максим Морозов: Петербург традиционно сравнивают с Москвой, в которой даже визуально сравнительно чище.
Александр Ходачек: Во-первых, не везде. Во-вторых, планировочная структура Москвы обладает достаточно большим объёмом площадей для механизированной уборки. Транспортная реформа Москвы привела к тому, что почти 40% москвичей пересели на общественный транспорт. А основная проблема качественной уборки – это машины, которые находятся во дворах и на прилегающих к тротуарам территориях.