ФСБ впервые использовала декларацию для амнистии капитала в уголовном деле против бизнесмена, пишут «Ведомости». Выдачу документа одобрил суд в процессе Валерия Израйлита. Ранее Минфин обещал, что правоохранители не будут преследовать предпринимателей за раскрытие информации. «Амнистия капиталов – это вопрос доверия», - заявлял Антон Силуанов в январе 2018 года. Речь шла о предпринимательских опасениях по поводу того, что информация о зарегистрированных компаниях попадет в СМИ. Или, как следствие, станет поводом для проверок силовых структур.
И вот, это случилось. Как пишут «Ведомости», ФСБ использовала декларацию об амнистии в деле против совладельца компании «Усть-Луга», которая строила одноименный порт под Петербургом. Израйлита арестовали в декабре 2016 года. По версии следствия, преступная группа экономила на поставке некачественных труб, а полученная прибыль якобы выводилась за границу. О том, что суд разрешил выемку документов в налоговой по запросу ФСБ, защита узнала «задним числом». Опротестовать это решение не удалось.

Как выяснилось, именно содержание документа стало поводом для обвинения Израйлита в выводе активов. Бизнесмен задекларировал подконтрольные иностранные компании, квартиру в Лондоне, акции и банковские счета. Представители налоговой службы, ФСБ и прокуратуры Петербурга на запрос журналистов пока не ответили. При этом гарантии не использовать декларацию в качестве доказательства касаются всех составов преступлений, отмечают эксперты. В противном случае закон об амнистии теряет всякий смысл. Вместе с тем, следствие вправе изучать любые документы, другое дело – как они будут использованы впоследствии.В целом же сложившаяся ситуация противоречит тем целям, которые ставила перед собой амнистия капитала.

Напомню, амнистия капиталов стартовала в России в 2015 году и трижды продлевалась. Она будет действовать до конца февраля 2020-го. Закон позволяет задекларировать иностранное имущество, чтобы избежать преследования на родине. Комментируя третью волну пролонгации, президент Владимир Путин отмечал, что многие предприниматели выводили свои активы вынужденно. Причиной послужили «именно изъяны национальной юрисдикции — недостаточные гарантии защиты частной собственности».