Почти половине опрошенных предпринимателей вменялась статья о мошенничестве. При этом в каждом пятом случае - в совокупности с другими составами преступлений. Многие из них до начала уголовного преследования имели предпринимательский стаж около10 лет. В результате, как следует из опроса адвокатов, прокуроров и юристов, две трети респондентов считают ведение бизнеса в России небезопасным. В 2017-м году такой точки зрения придерживались менее 60%.
Как пишут «Ведомости», причиной возбуждения уголовных дел предприниматели чаще всего называют личный интерес правоохранителей. На втором месте – конфликт с другим бизнесменом. При этом деятельность органов по противодействию коррупции считают неэффективной три четверти респондентов. Вместе с тем стало больше предпринимателей, готовых после уголовного преследования продолжать заниматься бизнесом в России. За год их доля выросла с 46 до 63%. Эти цифры можно объяснить методикой подсчета, предположил петербургский бизнес-омбудсмен Александр Абросимов.
Как отмечается в докладе Бориса Титова, проблему с арестами бизнесменов должно решить более активное применение залога. Преодолеть «обвинительный уклон» судов при этом поможет перевод экономических дел в юрисдикцию суда присяжных. Омбудсмен также коснулся сложностей с возвратом на родину предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию. Из более чем сотни обратившихся к Титову «беглых бизнесменов» за два года вернулись всего 11. При этом за рубежом они часто не могут полноценно защищать свои права в российских судебных процессах. Для того, чтобы исправить статистику, в уголовно-процессуальном кодексе уполномоченный предложил прописать возможность дистанционного допроса. Например, по видеоконференцсвязи. В целом отрадно, что предложенные омбусменом меры касаются не только строго бизнес-сообщества, но предусматривают изменения всей системы уголовного законодательства.

Добавим, что уровень недоверия к правоохранительным органам вырос за три года с 45 до 70%. Подавляющее большинство опрошенных - в том числе почти половина представителей органов прокуратуры - полагают, что преступления в сфере предпринимательской деятельности должны расследоваться одним специализированным следственным органом.