В этом нет ничего удивительно, учитывая текущую ситуацию, убежден президент Ассоциации российских банков. Вместе с тем, как заявил Гарегин Тосунян в ходе пресс-конференции в ОСН, самый тяжелый период в сфере кредитования уже позади:
Стабилизация, безусловно, есть. Самым тяжелым периодом были март и апрель, когда кредитование, фактически, приостановилось, и было ощущение, что может вообще возникнуть некий коллапс кредитования, особенно потребительского. Бизнес-кредитование еще как-то дышало, но потом ситуация с мая начала выправляться, и даже к августу траектория на немного опущенном уровне по объемам, но, тем не менее, следовала траектории предыдущих лет. После конца сентября опять произошел поворот в динамике в отрицательную сторону, но в целом по итогам 9 месяцев кредит физическим лицам в частности вырос почти на 2%.
Еще одна сложная тема – кредитные каникулы для участников СВО. Ранее в ЦБ сообщили, что от родственников мобилизованных поступают жалобы на то, что банки отказываются предоставлять отсрочку по платежам. Отчасти кредитные организации можно понять, – считает Гарегин Тосунян:
Банки эти функции выполняют, и с человеческой, и с гражданской точки зрения они это всё понимают. Но с коммерческой точки зрения не совсем понятно, какую форму компенсации предлагает государство: налоговые вычеты, компенсации из бюджета. Потому что это, вообще говоря, компетенция государства. Коммерческая структура абстрагируется от эмоций, потому что она не может на эмоциональном уровне своим клиентам сказать: «Извините, я в это время выполняла очень важную гражданскую миссию, и поэтому у меня сейчас нет средств, чтобы по своим обязательствам вам выплачивать». Поэтому здесь надо понимать, что у банка сложное положение, он между молотом и наковальней.
Также президент Ассоциации российских банков прокомментировал ситуацию с ростом просрочки. Размер долга граждан, по оценкам специалистов, уже перевалил за 25 триллионов рублей:
Объем просроченной задолженности очень пугает, потому что он впервые превысил триллион рублей на 1 октября. Плюс 4% с начала года - это очень серьезный показатель. С другой стороны, с учетом инфляции, конечно, все растут, в том числе и объем выданных кредитов, поэтому не удивительно. Но если бы не реструктуризация, которую банки активно проводят, конечно, задолженность могла бы быть более высокой, потому что только полгода банки получили почти миллион заявлений физлиц об изменении в условиях кредитных договоров. Общая ситуация не дает возможности пока идти в сторону развития и роста.
Ранее, к слову, Гарегин Тосунян оценил перспективы создания общей платежной системы БРИКС + ЕАЭС. Она, по данным СМИ, объединит в себе китайскую Union Pay, индийскую RuPay, российскую «Мир» и ряд других национальных систем. По мнению президента Ассоциации российских банков, здесь могут возникать проблемы, связанные с инерцией работающих форм платежей, но все это преодолимо, если на то будет воля участников.