ЦБ 20.04
$93.44
99.58
ЦБ 19.04
$94.09
100.53
ММВБ 19.04
$
<
BRENT 19.04
$87.59
8184
RTS 19.04
1173.68
Telega_Mob

Управляющий партнер AB Lawyers Артур Абузов о юридических вызовах 2022 года и их преодолении

В уходящем 2022 году российский бизнес оказался под беспрецедентным давлением: расширение санкций, частичная мобилизация, вынужденная релокация, общеэкономический спад и невозможность долгосрочного планирования обострили старые и вызвали новые проблемы. В условиях волатильности многие предприниматели пришли к выводу о том, что роль профессиональных юридических консультантов сложно переоценить. Основные вызовы, с которыми сталкиваются представители делового сообщества, шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсудил с управляющим партнером юридической компании AB Lawyers Артуром Абузовым.
Интервью

ФОТО: Пресс-служба юридической компании AB Lawyers

Максим Морозов: Как в связи с санкционным режимом и частичной мобилизацией изменились запросы клиентов, обращающихся за юридическими консультациями? С какими объективными сложностями при юридическом сопровождении сталкиваются даже профессиональные юристы?

Артур Абузов: На мой взгляд, основная проблема санкций — их двойственный характер. Например, топ-менеджмент компании с иностранными учредителями неминуемо должен одновременно как работать в соответствии с законодательными нормами Российской Федерации, понимать особенности нашего менталитета, так и прилагать усилия для выполнения указаний своих иностранных учредителей. Как правило, все сводится к поиску некоего компромиссного решения, которое позволит поддерживать функциональность бизнеса в режиме подобных двусторонних ограничений. Безусловно, это достаточно сложный процесс, который однозначно требует грамотной юридической поддержки, поскольку решение должно быть выгодным как для самой компании, так и быть интересным для покупателей, и одновременно учитывать все ограничения и запреты.

Говоря о частичной мобилизации, невозможно не упомянуть ту панику, которая возникла после указа президента. Рынок совершенно не был готов к мобилизационным мероприятиям юридически — компании в подавляющем большинстве не вели воинский учет ввиду непонимания необходимости процесса и минимальных штрафов. Помимо этого, мобилизация выявила огромную уязвимость бизнесов, затронув, в том числе, ключевых сотрудников, в результате чего фирмы столкнулись с временными перебоями в работе из-за невозможности персонала продолжать нормальную деятельность. При этом очевидно, что даже в таких условиях собственники должны были искать решение для сохранения функциональности их компаний, соблюдая баланс между потребностями бизнеса и законодательством.

Максим Морозов: Для предприятий с иностранным капиталом юридическим вызовом стало решение собственников материнских компаний об уходе из России или о приостановке работы в нашей стране. В чём, на ваш взгляд, правоприменительные нюансы продажи таких активов и, в некоторых случаях, ликвидации таких предприятий? О чём свидетельствует, в том числе, контрольно-надзорная и судебная практика?

Артур Абузов: Уход большого количества компаний из России с параллельной приостановкой работы многих брендов неминуемо приведет к серьезным финансовым последствиям для нашего государства. В первую очередь, конечно, это существенное уменьшение налоговых поступлений, недоимки по налогу на прибыль и НДС. И, как следствие, в самое ближайшее время встанет вопрос о новых источниках для компенсации недополученных средств.

Поэтому, на мой взгляд, каждая объявляющая сейчас о ликвидации компания рискует привлечь к себе повышенное внимание государственных органов, вслед за которым последуют налоговые проверки с целью начисления дополнительных налогов. Помимо этого, возможны и проверки иных бизнес-процессов в компании для выявления правонарушений, допущенных в предыдущие периоды, с дальнейшим привлечением к ответственности. При этом все подобные действия, скорее всего, будут позиционироваться как ответная реакция на санкционное давление со стороны иностранных государств.

Что касается компаний, которые распродают активы, то эту меру, на сегодняшний момент, нельзя рассматривать как полноценный уход и окончательный отказ от ведения бизнеса в нашей стране. В частности, популярно переоформление на топ-менеджмент или партнёров по бизнесу с обязательным правом обратного выкупа — так называемым «опционом».

Максим Морозов: Ещё один вызов для работодателей — это частичная мобилизация. Причём мобилизация касается не только рядовых сотрудников, но и ключевого менеджмента, и собственников предприятий, а также индивидуальных предпринимателей. Какие рекомендации вы могли бы дать бизнесменам, учитывая, что в прессе активно обсуждается вероятность второй волны мобилизации после Новогодних праздников?

Артур Абузов: Как уже было сказано ранее, указ о мобилизации оказался крайне неожиданной мерой, к которой бизнес был не готов. Об этом говорит в частности то, что многие компании в течение долгого периода игнорировали требования по воинскому учёту ввиду крайне лояльных мер административной ответственности. Но, тем не менее этот, самый невероятный сценарий, был реализован в XXI веке и затронул абсолютно все компании. Главной рекомендацией в такой ситуации, безусловно, является обеспечение всех необходимых условий для дальнейшего функционирования бизнеса вне зависимости от развития событий.

В частности, необходимо определиться со списком тех, кто с большой вероятностью может попасть под призыв, и разработать план передачи их функционала другим сотрудникам. В процессе будет очевидно, какие зоны нуждаются в дополнительной подстраховке в случае наступления второй волны мобилизации, вероятность которой достаточно высока. Подобные превентивные меры обеспечат гибкость бизнес-процессов и помогут избежать паники в случае новой волны мобилизации.

Конечно, руководству следует учитывать и психологические особенности людей в критических ситуациях. В частности, мы видели, как люди предпринимали крайне необдуманные действия, без трезвой оценки ситуации и последствий. Ведь многие из тех, кто покинул страну, на самом деле не подлежали призыву с учетом категории годности и прочих критериев (опыт, специальность, возраст, состояние здоровья).

Максим Морозов: Одним из «слов года» можно назвать слово «релокация» — как сотрудников, так и бизнеса. Оглядываясь на несколько месяцев, в течение которых происходит релокация из России, как бы вы охарактеризовали её особенности, риски и перспективы с точки зрения ведения бизнеса?

Артур Абузов: Релокация компаний и отдельных сотрудников стала крайне востребованной в текущей ситуации. Однако это не должно стать просто модным трендом. Важно понимать, что не каждый бизнес может быть комфортно переведен в другую страну. Безусловно, Covid-19 позволил многим освоить навык дистанционной работы и продемонстрировал эффективность подобного формата для ряда фирм. Тем не менее такой вариант подходит далеко не всем. Поэтому существуют как отдельные игроки, так и целые коммерческие направления, которые продолжат вести бизнес в нашей стране.

Основная проблема, связанная с релокацией, будет заключаться в оттоке кадров и сложностях с их замещением на местах. Причем тенденция к усилению дефицита представителей определенных профессий будет усиливаться со временем в связи с отъездом большого количества населения.

Тем, кто всерьез задумывается о релокации бизнеса, однозначно, будет не лишним просчитать не только расходы, связанные с переездом, но и стоимость ведения операционной деятельности за рубежом. Это очень важный аспект, поскольку даже смена офиса в рамках одной страны сопряжена со значительными расходами для бизнеса. А когда речь заходит о перемещении большого количества персонала и крупного по размерам бизнеса — это вопрос долгосрочного планирования большой расходной части бюджета компании. К тому же обстоятельства могут сложиться так, что в процессе релокации или некоторое время спустя возникнет необходимость обратного перевода офиса в Россию, поэтому этот вариант тоже следует учитывать в расчетах.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Несколько фонтанных комплексов заработают не раньше 1 мая.
Согласно результатам проведенного опроса, 34% респондентов готовы заплатить за поездку от 6 до 10 тысяч рублей.
Business FM Петербург попросил экспертов Северной столицы прокомментировать события.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил создать совет при губернаторе по обеспечению экономики Петербурга кадровыми ресурсами. В него…

Комментарии

    83
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.