В первую неделю января посещаемость торговых центров Петербурга оказалась на 10% ниже, чем в начале прошлого года. Московские ТЦ «просели» на 15%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на компанию Focus Technologies. Относительно начала 2020 года Mall Index оказался ниже на 31% и 36% соответственно.
На настроения покупателей в период новогодних каникул влияло стремление экономить и снижение ассортимента привычных магазинов из-за ухода зарубежных брендов. При этом показатели малоформатных объектов лучше, чем у крупных ТЦ. Мы спросили у представителей петербургских торговых центров: как они оценивают экономический эффект начала года? Рассказывает Юрий Борисов, управляющий партнёр «АйБи ГРУПП», в которую входят «Румба», «Юго-Запад» и Экополис Premium.
Управляющий партнёр «АйБи ГРУПП» Юрий БорисовУ нас там, где вакантность практически отсутствует - а у нас из трех проектов у двух вакантность отсутствует - цифры посещаемости в декабре практически идентичны цифрам посещаемости 2021 года. По деньгам где-то 5-6% роста. Я тоже достаточно скептически отношусь ко всем подобным «температурам по больнице», тем более, что сейчас надо более внимательно смотреть на каждый проект в отдельности, потому что «Мега» уже не та «Мега», уже не те крупные торговые центры, какими они были до ухода всех известных игроков.
В целом, настроение посетителей было недостаточно праздничным, отмечает генеральный директор управляющей компании инвестфонда Jensen Group, директор торговых и офисных центров «Пассаж» и River house Дмитрий Абрамов. Покупки были, скорее, целевые, чем импульсивные.
Генеральный директор управляющей компании инвестфонда Jensen Group, директор торговых и офисных центров «Пассаж» и River house Дмитрий АбрамовНа самом деле, у нас была удивительная ситуация. С одной стороны, достаточно сильно увеличился поток людей в супермаркете, и процентов на 40 был выше оборот. При этом, на новогодней ярмарке покупок было меньше. Было очень много посетителей, но именно праздничный ассортимент покупался меньше. Одновременно у стационарных арендаторов оборот увеличился, причем заметно и, наверное, впервые за несколько лет ярмарка не оттягивала на себя внимание посетителей, а притягивала их в стационарные магазины.
Столпотворения не было, однако можно говорить о росте посещаемости, отмечает управляющий партнёр Дома Мод Олег Олейников. Покупатели, в том числе – «пришли за скидками».
Управляющий партнёр Дома Мод Олег ОлейниковСразу после объявления мобилизации у нас, конечно, был серьезный провал, как и у всех участников рынка. Но к декабрю и с началом январских праздников он полностью восстановился. У нас была рекордная выручка в декабре и абсолютно плановая в январе. У нас был рост порядка 30% - это был ожидаемый рост. Если говорить о прогнозах, то мы попали практически один в один. Покупатели пришли, конечно, за скидками. Но тут важно понимать, что мы продаем всё-таки лимитированный товар, поэтому купить лимитированный товар со скидкой - более редкая возможность, чем массовый товар. Средний чек стал ниже за счет скидок. Из просевших дней - только 1 января и 9 января. Но они тоже были ожидаемы.
О положительном экономическом эффекте новогодних каникул рассказывает и генеральный директор торгового комплекса «Невский Центр» Дарья Ветрова.
Генеральный директор торгового комплекса «Невский Центр» Дарья Ветрова Эти новогодние праздники прошли для нас очень удачно с точки зрения посещаемости. Мы идем на уровне прошлого года, прошлых новогодних праздников. В какие-то дни было даже чуть больше людей, но это не в тысячах измеряется, если день ко дню смотреть. Наш ТК не просел по посещаемости. Мы видим, что особый интерес проявляли, конечно, к косметике и парфюмерии в предновогодние дни и новогодние праздники, фэшн-продукты и ювелирные изделия.
В конце ноября в Российском совете торговых центров заявили, что в Москве и Петербурге власти не приняли меры по поддержке ТЦ в части налогов. «В этих городах, где бизнес серьёзно пострадал от ухода иностранных ретейлеров, в отличие от регионов, власти идут чётко по схеме, принятой в 2016 году, с последовательным увеличением коэффициента расчёта налогов от кадастровой стоимости», - цитирует ТАСС члена президиума РСТЦ Дмитрия Москаленко. В качестве сравнения: для владельцев торговых центров в Ленинградской области налог на имущество снижен с 2 до 1% от кадастровой стоимости объекта недвижимости.