При этом предупреждений о нарушении правил пользования средствами индивидуальной мобильности кикшеринговые компании в Петербурге выписали почти миллион, рассказал зампред комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. Почему над новым видом городского транспорта по факту навис правовой вакуум, и как контролировать передвижения на электросамокатах – в материале обозревателя Business FM Петербург Максима Тихонова.
Средство индивидуальной опасности. С начала сезона, как сообщили в Смольном, арендаторы электросамокатов в Петербурге получили от кикшеринговых компаний почти миллион предупреждений. Две тысячи человек заплатили штрафы за нарушения правил использования СИМ, почти тысяча пользователей лишилась аккаунтов. Растет и число пострадавших. Недавно на Большом проспекте под колеса самоката попал ребенок. Ему потребовалась серьезная помощь медиков. Подобных случаев за последние два месяца уже больше десятка. Вокруг СИМ сегодня сложился правовой вакуум, о чем в эфире канала «Санкт-Петербург» заявил зампред комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков:
Заместитель председателя комитета по транспорту Петербурга Дмитрий Ваньчков Мы не можем пока, ни шеринговые компании, ни кто либо еще, контролировать перемещения на самокате вдвоем. Мы не можем привлечь к ответственности владельца самоката, потому что в законодательстве это не определено. Мы не можем «отсечь» несовершеннолетних, мы не можем попросить или потребовать кататься в шлеме. Мы не можем заставлять спешиваться на пешеходных переходах. Мы не можем привлекать их к ответственности, если они катаются и пользуются самокатом в нетрезвом виде. То есть транспорт, который невозможно контролировать, - это не транспорт. И пока соответствующий статус самокат не приобретет, и пока люди, которые пользуются самокатами не будут нести ответственность в соответствии с законодательством, это не уйдет в массы.
В петербургском ЗакСе уже предложили запретить ездить на электросамокатах по Невскому проспекту, КАД и ЗСД, а год назад кикшеринговые компании обязали установить ограничения скорости. Сейчас городские власти обсуждают еще и создание специальных парковок. В Смольном планируют разработать единую схему стоянок в отдалении от пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, а также выходов из метро.
Статус СИМ обсуждают и на федеральном уровне. На днях член Совфеда Александр Башкин заявил, что некоторые из них пора переводить в разряд полноценных транспортных средств, обязав регистрировать их в ГИБДД, страховать и платить за них налог. Это, по его словам, позволит снизить число ДТП. Кроме того, в конце августа в Общественной палате России состоится заседание, на котором обсудят первые поправки Минтранса по электросамокатам. Мнение почетного председатель клуба «ВелоПитер» Ильи Гуревича:
Почетный председатель клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич Я не вижу большой проблемы. Потому что одно дело аварийность, а другое – тяжесть последствий. Так что когда мы говорим «аварийность», у нас, конечно, бэкграунд автомобильный, мы знаем, что в стране гибнет около 20 тысяч человек в год в ДТП с автомобилями, и поэтому мы считаем, что основная стратегия должна быть в развитии неличного автомобильного транспорта. Процесс в Петербурге, на самом деле, идет, велодорожки строятся. Но, конечно, процесс очень медленный – мы отстаём от соседа нашего, Хельсинки, на десятки лет. С другой стороны – регистрация в ГИБДД, нам об этом очень часто говорят, но нам кажется, что это совершенно излишняя мера, которая не приведет к желаемому результату. Но поскольку с самокатами история новая, я считаю, что очень важна пропаганда безопасности дорожного движения.
Добавим, что глава ГИБДД Михаил Черников ранее уже подчеркивал, что законодательно статус электросамокатов в России урегулируют до конца 2022 года. Его тревожит тот факт, что если первые модели развивали скорость всего до 15 км/ч, то сейчас есть СИМы способные разгонятся до 100 км/ч. Черников полагает, что российские власти допустили ошибку, разрешив ввоз таких опасных средств индивидуальной мобильности. Их надо либо убирать с дорог, либо переводить в категорию мопедов.