Профильные ведомства еще месяц назад выборочно направили в отдельные компании соответствующие запросы о выполнении ключевых показателей. Речь тут идет о KPI, которые были согласованы с правительственной комиссией по иностранным инвестициям в качестве условий сделки. При этом запросы, как отмечают некоторые юристы, касаются и тех разрешений, которые были выданы достаточно давно: по прошлым сделкам из 2023-го и даже 2022-го годов. Стоит отметить, что точечные запросы в компании были и на протяжении всего периода перехода иностранного бизнеса в российские руки, а для нынешнего всплеска активности властей эксперты нашли такое объяснение: самих сделок стало меньше, то есть, меньше работы по экспертизе и согласованию разрешений, поэтому, есть время посмотреть, как все работает. Своим видением ситуации делится руководитель направления «Реструктуризация и несостоятельность» компании «Некстонс СТП» Петербург, адвокат Арутюн Саркисян:
Стоит напомнить, что последовавшие после начала СВО уходы иностранных компаний, которые владели активами в России, можно разделить на три основных категории: полное оставление рынка с продажей бизнеса новому инвестору, договор с сохранением миноритарной доли или опции выкупа, а также продажа местным партнерам. Правило об установлении KPI для новых акционеров или собственников компаний было установлено в начале 2022 года, а под ключевыми показателями эффективности подразумеваются сохранение рабочих мест, технологического потенциала и основного вида экономической деятельности компании, а также исполнение обязательств по заключенным договорам. При этом в законодательстве не прописано санкций за их неисполнение, но, как говорят эксперты, нынешние проверки могут привести к штрафам и даже введению внешнего управления. Однако, по мнению члена комиссии по инвестициям Законодательного собрания Петербурга Ирины Ивановой, тех, кто не очень эффективно вложился в иностранный бизнес, наказывать пока рано:
Добавим, что риск невыполнения KPI, установленных при заключении сделки, может привести к ситуациям с перепродажей. Во всяком случае, как еще в апреле сообщал РБК со ссылкой на юристов и консультантов трех российских компаний, о такой возможности задумываются новые владельцы активов ушедших из России иностранных компаний.