Как заявил Максим Шаскольский на Антимонопольном форуме, ведомство также продолжит точечно находить и штрафовать нарушителей. Однако - «их тысячи, и неправильно бегать за каждым». В этой связи он анонсировал поправки в закон, которые при необходимости позволят операторам блокировать номер за распространение нежелательной рекламы.
Вместе с тем ставка исключительно на технологический подход за рубежом себя не зарекомендовала. Первой страной в мире, которая еще 30 лет назад активно занялась защитой абонентов от роботизированных звонков, стали США. В нулевых там запустили реестр абонентов, заранее отказавшихся от нежелательной рекламы. Но нарушители все равно удавалось обойти блокировки. И только два года назад Федеральная торговая комиссия объявила о массовом судебном преследовании компаний за автодозвоны без разрешения. Российским регуляторам стоит присмотреться к этому опыту, считает генеральный директор агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин.
В 2019 году крупнейшие телефонные операторы США заключили соглашение с прокуратурами 50 штатов. Они обязались в ускоренном порядке передавать информацию о случаях массового автоматического дозвона. Тогда же сообщалось, что штрафы за спам для юрлиц вырастут до нескольких миллионов долларов.
Российские антимонопольщики в прошлом году рассмотрели около 16 тысяч жалоб на нарушение рекламного законодательства. Пятая часть заявлений касалась спам-звонков – это почти вдвое больше, чем в 2019 году. Общая сумма штрафов превысила 77 млн рублей.
Отметим, осенью в Минцифры сообщили о создании рабочей группы по защите абонентов. В ее состав, помимо операторов, вошли представители МВД, ФСБ, Роскомнадзора и банков.