Инвестиции в глобальный финтех в прошлом году выросли вдвое. Рекордные 100 с лишним млрд долларов разделили между собой более 2 тыс. стартапов. Западная пресса пестрит заметками о будущей гибели традиционного бизнеса. Принципиально новым сервисам пророчат укрепление позиций.
Попытку оседлать прогрессивную волну предпринимают гиганты по всему миру. Barclays или Deutsche Bank создают акселераторы и выращивают стартапы под себя. Другие, как JP Morgan или Credit Suisse, действуют прямолинейно: скупают перспективные компании. И все же по-настоящему успешных крупных кейсов трансформации и интеграции нет, пишет журнал Forbes. Да, автоматизация сервисов, да, удобство пользователей. Но переворота индустрии не происходит.
Революция упирается в неповоротливую экономику корпораций. Дело в том, что внедрение сторонних технологий чаще всего происходит по трем сценариям. Стартап приобретается как дочерняя структура, или инвестор целиком перекупает команду, встраивая ее в штат. А иногда ограничивается правом эксклюзивного использования сервиса. И в большинстве случаев традиционные бизнес-модели подавляют финтех. Должностные инструкции, оплата труда, расчет КPI и даже наем сотрудников – все вызывает колоссальное сопротивление системы.
О том, как влияет роль топ-менеджмента на построение инновационного бизнеса говорится в недавнем исследовании BCG. Аналитики рассмотрели пять моделей внедрения инноваций на европейском рынке.
![](common/htdocs/upload/fm/citaty/Новиков_Павел.jpg)
Превращение из финтеха в финансовых гигантов дается еще сложнее. Новые игроки не смели лидеров рынка. Наглядный пример – блокчейн. За годы технология должна была стать двигателем прогресса, но не стала. Она все еще выглядит привлекательной, но сложно представить, что инвесторы вложат триллионы в криптовалюту. Особенно там, где цифровые деньги регулируют на базе традиционной финансовой инфаструктуры.
К тому же, глобальный финансовый ландшафт будут определять крупнейшие универсальные банки. Их модели развития неизбежно видоизменяются по требованию цифровых сервисов. Полным ходом появляются мультифункциональные альянсы. К примеру, экосистема «Сбербанка» насчитывает 20 компаний, включая «Яндекс.Маркет», лайфстал и медицинские сервисы.
Но здесь важно понимать, что в российском банковском секторе частные клиенты приносят вдвое меньше доходов, нежели юрлица. То есть, основной потребитель инноваций - заведомо в проигрышной позиции. И в целях экономии банки упрощают технологии. Попутно их упрекают в неумении сдерживать инноваторов, в неспособности быстро выкупить или авансировать стартап. И это самый частый камень в инвесторский огород: в ходе согласований инновация успевает устареть.
![](common/htdocs/upload/fm/citaty/Коренев_Алексей.jpg)
На принудительном техническом прогрессе, напомним, настаивает Центробанк. В августе регулятор представил банкам концепцию открытых программных интерфейсов – API. Это привычные многим приложения для проверки баланса и проведения платежей. На днях стало известно, что крупнейшие банки не готовы обмениваться в открытом доступе клиентскими данными. Ни между собой, ни с другими участниками рынка. Хотя техническая возможность есть почти у половины кредитных организаций, писал «Коммерсантъ». Недоверие к публичному обмену информацией объяснили, в первую очередь, соображениями безопасности. Чуть менее тревожат вопросы конкуренции и отсутствие должного регулирования. Насильно диджитал не будешь.